Типы и виды мышления, заболевания, развивающие игры, упражнения

Виды мышления

Универсален ли процесс мышления? Разумно ли говорить о некоторых специфических видах мышления в рамках целостной мыслительной функции? В некоторых источниках вы можете встретить классификацию видов мышления на основе предметного критерия, т.е. отнесенности к конкретной сфере человеческой деятельности. Тогда говорят, например, о научном, художественном, техническом, математическом, экологическом, социальном и даже психологическом видах мышления. Действительно, на сегодняшний день убедительно показано, что стратегии мышления значительно отличаются в зависимости от того, на материале какой предметной области оно осуществляется. Однако в контексте нашего изложения разумно сделать акцент на ином критерии классификации. Ниже мы будем рассматривать виды мышления в связи с различными формами представления условий решаемой субъектом задачи.

Наглядно-действенное мышление

Во-первых, задача может быть представлена во внешней материальной форме (распутать узел, собрать кубик Рубика, решить ручную головоломку). Адекватным в данной ситуации будет наглядно-действенное мышление, т.е. мышление, осуществляющееся в процессе действий во внешне заданной предметной ситуации. Решение задачи при наглядно-действенном мышлении осуществляется с помощью реального преобразования ситуации, наблюдаемого двигательного акта. В результате наглядно-действенного мышления происходит преобразование предметной ситуации в соответствии с целью субъекта.

Наглядно-образное мышление

Во-вторых, условия задачи могут быть даны в идеальном плане в форме образов и представлений (например, «Какие города встретятся на пути из Москвы в Воронеж?», «Как выглядел бы А. С. Пушкин в 70 лет?»). Адекватным в данной ситуации будет наглядно-образное мышление, т.е. мышление, осуществляющееся путем оперирования образами и представлениями. В результате применения наглядно-образного мышления создаются новые идеальные образные объекты. У взрослых этот вид мышления иначе называется визуальным, если обобщаются зрительные впечатления, а в качестве продукта мы имеем новую структуру образа (например, мышление живописца, архитектора и др.). Предметом мышления может выступать материал, относящийся и к другим сферам, – звуки (мышление композитора), запахи (мышление парфюмера).

Образное мышление человека также связано с речью: образ структурирован системой значений. Чтобы увидеть, насколько важна форма представления материала для хода мышления, обратимся к следующей шуточной задаче. В шкафу на полке стоит собрание сочинений выдающегося писателя. Первый том этого собрания имеет 300 страниц, второй – 200 страниц. В шкафу завелся книжный червь, который прогрыз оба тома: от первой страницы первого тома до последней страницы второго тома. Сколько всего страниц попортил червь? Обычно в нашем понятийном мышлении сразу возникает ответ: 500 страниц. Но это слишком просто!

Тогда начинается размышление о понятии «страница». В книге нумерация страниц идет с двух сторон листа. Может быть, задаем мы вопрос, страница здесь понимается в другом смысле, как физическая реальность, т.е. как лист? Получается, что 500 надо разделить на 2, и тогда ответ будет: 250 страниц. «Ответ неправильный», – сообщает экспериментатор. А может первую и последнюю страницы нс считать? Тогда – 248. Опять неверно. Правильный ответ: червь не прогрыз ни одной страницы (ответ – 0). Правильность такого решения очевидна для тех, кто вместо мышления в понятиях обратился к мышлению в образах, ведь достаточно мысленным взором «увидеть» книжную полку, где тома стоят в обычном порядке – слева направо корешками наружу. Действительно, создав этот образ, т.е. превратив словесную инструкцию в конкретную ситуацию, мы понимаем, что переплет, к которому примыкает первая страница первого тома, соприкасается с той стороной переплета второго тома, к которому примыкает последняя страница. Червь прогрыз только переплеты томов, но не страницы! Эта задача путем сложных рассуждений могла бы быть решена и на основе понятийного мышления, но насколько более подходящим оказалось в данном случае мышление в образах.

Известный исследователь визуального мышления Р. Арнхейм приводит множество примеров, где образное мышление обладает преимуществом перед понятийным, Несмотря на то что генетически оно является более ранней ступенью в развитии мышления. С помощью образного мышления более полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременное видение предмета с нескольких точек зрения. Важная особенность образного мышления – установление небанальных, непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств.

Образное мышление: как научиться решать житейские проблемы в голове?

Когда вы смотрите на причудливое облако, проплывающее в небе, вам кажется, что это парус бороздит бескрайнее море или вам улыбается мордочка озорного котёнка. Вглядываясь в лицо незнакомого человека, стоящего на остановке, вы находите его чрезвычайно похожим на своего начальника. Приехав на работу, вдруг впадаете в панику: а выключили ли вы дома газ? И начинаете судорожно в уме пошагово прокручивать своё утро, что именно вы делали, чтобы вспомнить, подходили ли к газовой плите. Всё это нам позволяет осуществлять образное мышление.

Что это такое

В психологии даётся следующее определение: наглядно- или предметно-образное мышление — это зрительное представление ситуации в уме и умение производить с ней необходимые операции для решения определённой задачи, при этом не совершая никаких практических действий в реальности. Сокращённо — НОМ. Приводит к мгновенному результату. За него отвечает правое полушарие мозга. Играет важную роль в жизни человека:

  • это первая стадия онтогенетического развития, без которой невозможно дальнейшее формирование наглядно-действенного и словесно-логического мышления;
  • оно служит базой для формирования основных мыслительных операций: синтеза, анализа, сравнения и обобщения;
  • чем оно сильнее, тем быстрее усваивается новый материал и решаются различные проблемные ситуации;
  • раскрывает многогранные стороны бытия;
  • способствует развитию творческого начала.
Читайте также:  Польза черной смородины для организма, пищевая ценность и химический состав, противопоказания к упот

Понять суть данного явления помогут примеры.

Вы всматриваетесь в лицо человека, который кажется вам знакомым. При этом прокручиваете в голове образы бывших одноклассников, коллег, родственников. Наконец, вспоминаете однокурсника, с которым вы не виделись лет 15. В уме вы искусственно «состариваете» его и получаете именно то лицо, которое сейчас перед вами.

Или ещё один бытовой пример. Вам надо переставить мебель в комнате. Можно начать её сразу двигать, пробуя разные идеи. Однако уже через пару часов, если не раньше, вы выдохнитесь или вам просто надоест это делать, а результат всё ещё будет далёк от идеала. Или решите рисовать разные варианты интерьера. Однако и тут можно потратить тонны бумаги, но при этом так ничего путного и не придумать. Образное мышление позволит прокрутить все возможные модификации в голове и уже через минуту выдаст то, что и куда нужно поставить.

Достаточно тесна связь образного и вербального мышления. Чем ярче и отчётливее человек представляет картинку в уме, тем лучше и понятнее он сможет объяснить решение задачи или проблемной ситуации.

Признаки

Что предполагает наглядно-образное мышление с точки зрения особенностей восприятия окружающего мира? Его основные признаки:

  • строится исключительно на образах в голове;
  • образы структурируются в результате представлений, сформированных в процессе жизненного опыта и на основе восприятия окружающей действительности;
  • призвано не только решать насущные задачи в реальности — часто уводит от неё в мир фантазий, позволяет мечтать;
  • отлично развито у творческих натур: художников, поэтов, музыкантов, архитекторов, модельеров, парфюмеров;
  • позволяет представленный в голове образ рассмотреть со всех сторон, проанализировать, сравнить с другими подобными и сделать обобщающие выводы.

В примитивной форме начинает складываться ещё у трёхлетнего ребёнка. Он хватает за хвост кота, потому что тот у него в голове ассоциируется с любимой мягкой и пушистой игрушкой. Если животное его в такой момент поцарапает, в будущем он будет сторониться кошек, так как в голове будет возникать этот злой образ, который причинил боль. Учёные считают, что зачатки НОМ присущи определённым животным, которые, например, держат в голове образ хозяина и узнают его из тысячи других людей.

В чём минусы

Психологи также предупреждают, в чём заключается опасность образного мышления.

Проблема в том, что оно может слишком далеко увести от реальности, особенно если преобладает над действенно-образным и словесно-логическим. Дети, увлечённые собственными образами в голове, начинают не просто сочинять небылицы, но и верить в них. И, если у детей этот перекос легко корректируется с помощью психотерапии, то со взрослыми ситуация складывается гораздо серьёзнее.

Во-первых, многие творческие гениальные люди, у которых образное мышление находится на высоком пике развития, теряют связь с реальностью и начинают мнить себя чем-то вроде божества. Им кажется, что они озарены светом свыше, если им позволено видеть в обычных вещах то, чего не замечают другие. Эго раздувается до неимоверных размеров, что приводит к социальной дезадаптации и различным расстройствам личности.

Во-вторых, самые обычные люди под влиянием образов в голове начинают связывать те предметы и явления окружающего мира, между которыми нет ничего общего. Этим объясняется вера в магию, колдовство, потусторонние реальности. Слыша ночью в комнате шорох, они во всех деталях представляют себе настоящего монстра и отрицают наличие мышей в доме. Если с утра в пятницу 13-ого опрокинется солонка и дорогу перейдёт чёрный кот, у таких мнительных людей начнётся паника. А всё потому, что в уме они будут рисовать себе ужасные картины последствий, к которым приведут все эти суеверия.

Ещё один минус в том, что не всегда хватает слов и речевых оборотов, чтобы описать ту картинку, которая складывается в голове. Из-за этого в быту часто возникают противоречия и недопонимания. Например, пришли супруги в магазин выбирать текстиль для спальни. Одному кажется, что это цветовое решение идеально впишется в интерьер, а другой считает, что будет смотреться слишком вызывающе и кричаще. А всё потому, что у них разные представления об одной и той же комнате. Как доказали учёные, женщины видят всё в более ярком цвете и, соответственно, выбирают такие же вещи. Мужчины — с точностью до наоборот.

В зависимости от того, какие представления являются у человека ведущими, психологи классифицируют образный тип мышления следующим образом.

Конкретно-образное мышление

В уме возникает конкретный образ нужного предмета. Покупаете накидку на кресло — и представляете его во всех подробностях, чтобы понять, подойдёт текстиль на него или нет. Оцениваете размеры, изгибы и как впишется в общий интерьер комнаты.

Ассоциативно-образное

В голове возникает не сам образ нужного предмета, а ассоциации, связанные с ними. Если ребёнка укусила собака, то впоследствии в любых сказках и мультфильмах для него это животное будет плохим героем, даже если у него положительная роль.

Действенно-образное

Если вы оказались в районе города, где бывали только раз в жизни, вы будете пошагово вспоминать маршрут, которым шли в прошлый раз. Вот здесь вы стояли, там видели кран, вот этот дом вам был нужен.

Читайте также:  Почему давление поднимается ночью во время сна

Словесно-образное

Проявляется при заучивании материала наизусть. Является основой фотографической памяти для запечатления именно текстов. Некоторые дети, рассказывая стихи, представляют в голове не те картины, которые нарисовал поэт, а расположение строчек в учебнике.

Абстрактно-образное

Акцентирование внимания на существенных сторонах, свойствах, связях представляемого объекта (предмета или явления). Считается высшей формой образного мышления. Позволяет замечать в окружающем мире нечто важное, неуловимое, что скрыто от других глаз. Некоторые специалисты считают, что знаменитый Шерлок Холмс раскрывал преступления не только за счёт дедукции, но и благодаря хорошо развитому абстрактно-образному мышлению. Ведь он мог представить в уме в деталях всё, что происходило в том или ином месте, хотя при этом не присутствовал.

Художественно-образное (творческое)

Это возникновение в голове звуков, иллюстраций, поэтических образов, сюжетов и даже запахов, на основе которых человек создаёт настоящие шедевры, — музыкальные и художественные произведения, новые ароматы, модели одежды, картины.

Каждому человеку присущ свой тип образного мышления.

Диагностика

Можно пройти самый простой тест на образное мышление. Внимательно посмотрите на изображения и постарайтесь разглядеть в них, кроме основного предмета, и те, что художник тщательно скрыл от прямого взгляда. Чем быстрее вы их увидите, тем лучше.

Ещё один тест, который позволит определить, какой тип мышления у вас преобладает и насколько развито образное. Прочитайте утверждения, поставьте плюсы (галочки) напротив тех, которые относятся к вам.

Интерпретация результатов

Подсчитайте количество плюсов (галочек) в соответствии с этой таблицей и посмотрите, насколько у вас развито образное мышление по сравнению с остальными.

Если в колонке НОМ значится до 2 плюсов — это низкий уровень развития, 3-5 — нормальный, 6-8 — высокий.

Как развить

Даже если у вас низкий уровень образного мышления, не стоит расстраиваться. Во-первых, это значит, что у вас ведущими являются другие. А во-вторых, если уж вам так необходимо именно оно, его всегда можно развить.

Развитие образного мышления у детей дошкольного возраста

Чтобы быть успешным в дальнейшем обучении и для развития творческих способностей ребёнку очень важно научиться образному мышлению. Ему надо дозированно и в соответствии с возрастом давать задачи на развитие НОМ.

Давать задания на распределение предметов по группам. Он должен с лёгкостью разделять рисунки с животными и людьми, зелёные и красные яблоки, звёздочки и треугольники. Так формируется топологическая структура образов в голове на основе простейшей операции сравнения.

Дать задание нарисовать для домика забор. Если трёхлетнему малышу допустимо сделать его в виде волнистой линии, то в 4 года к типологической структуре формирования образа добавляется проективная. Он должен выстроить забор прямым.

В этом возрасте уже пора формировать математические, порядковые, объёмные образы. Перелейте воду из широкого сосуда в узкий и спросите, где её больше. Или превратите пластилиновый шарик в лепёшку и задайте тот же вопрос. Ребёнок должен видеть, что одинаково и тут, и там.

Для дошкольников тренировка образного мышления должна войти в привычку и стать ежедневной практикой. Это нужно, чтобы максимально подготовить почву для формирования мыслительных процессов и операций, над которыми придётся работать уже в школе. Этому посвящены занятия в большинстве развивающих кружков, об этом должны задумываться воспитатели в детском саду и родители дома. Например, гуляя, можно давать ребёнку различные устные упражнения:

  • найди спрятавшегося в траве кота (в листве — птичку);
  • на кого похоже облако в небе (лужа на асфальте/сугроб/очертания дерева);
  • найди самый высокий дом;
  • какие предметы синего цвета ты видишь вокруг?
  • можешь ли ты сам найти дорогу домой?
  • что изменилось сегодня на улице по сравнению со вчерашним днём?

Задания на обычную наблюдательность — это и есть упражнения на развитие образного мышления. Точно так же, как и вопросы по прочитанной сказке. Как ребёнок представляет злого волка, хитрую лису, трусливого зайчишку? Пусть подробно описывает их.

Развитие НОМ у взрослых

Образное мышление является своеобразным инструментом, который предоставляет человеку дополнительные возможности для быстрого и эффективного решения жизненных проблем и насущных задач. Поэтому даже взрослым будет полезно регулярно развивать его. Какие упражнения в этом помогут?

Этап 1. Представьте себе шампанское. Неважно, как — в бутылке или в бокале, на магазинной полке или на столе.

Этап 2. Представьте себя сомелье. Вам нужно ощутить вкус и аромат шампанского. Сделайте это так, чтобы у вас защекотало ноздри, а во рту чувствовались лопающиеся пузырьки. А теперь вспомните сорта, которые вы когда-либо пробовали. Вы можете сказать, чем они отличаются по вкусу, цвету, запаху?

Этап 3. Вы — рекламный агент. Представьте как можно ярче бутылку шампанского. Можете ли вы в ней что-нибудь изменить, чтобы она была ещё более привлекательной для покупателей? Продумайте до мелочей всё, что будет написано на этикетке.

Этап 4. Вам заказали нарисовать несколько картин с шампанским, ведь вы — профессиональный художник. Представьте, как вы изобразите бокалы на новогоднем столе, а как — на романтическом вечере. Старайтесь прорисовывать каждую деталь: брызги, блики на хрустале, окружающее застолье, руки тех, кто держит бокалы, и т. д.

Представьте себя в тёмном дворе поздним вечером. В тени многоэтажки стоит машина. Подсознательно вы понимаете, что это Ferrari, но видите только общие её очертания.

Начните медленно подходить к ней. С каждым шагом представляйте, как ваш взгляд выхватывает новую деталь из образа машины: колёса, зеркала, цвет.

Подойдите к ней вплотную. Представьте, как касаетесь её. Ощутите холод металла. Посмотритесь в боковое зеркало — поймайте в нём своё отражение.

Читайте также:  Как кофе влияет на организм есть ли польза или вред

Хорошо развитое наглядно-образное мышление расширяет ассоциативные ряды, позволяет видеть практически любую проблему как картинку и достраивать её недостающие элементы (как пазлы). Это помогает быстро и эффективно решать различные жизненные задачи. Поэтому всем полезно узнать уровень развития своего НОМ и регулярно тренировать его.

Развитие наглядно-действенного мышления у детей дошкольного возраста
статья (средняя группа)

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста. И один из центральных вопросов умственного воспитания — вопрос о развитии мышления.

Скачать:

Вложение Размер
statya_na_temu.docx 18.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение №165
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников»

«Развитие наглядно-действенного мышления

у детей дошкольного возраста»

«Развитие наглядно-действенного мышления

у детей дошкольного возраста»

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста. И один из центральных вопросов умственного воспитания — вопрос о развитии мышления.

Мышление — это психический процесс получения знания о свойствах предметов и явлений, закономерных связях между ними. Орудием мышления является слово, речевая деятельность, на основе которых формируются понятия, обобщения, логические построения.

Ребёнок не рождается с готовой способностью к мышлению. Первые мыслительные операции возникают у него в результате познания свойств и отношений окружающих его предметов в процессе их восприятия и действия с ними. Следовательно, развитие восприятия и мышления находится в тесном единстве. Первые проблески детского мышления носят практический, действенный характер. Это наиболее ранняя форма мышления называется наглядно – действенной и способствует формированию других, более сложных форм наглядно – образного и словесно – логического мышления.

Важность изучения и развития наглядно-действенного мышления, по мнению Н.Н. Поддьякова, состоит в том, что те или иные погрешности, допущенные в его развитии, отрицательно сказываются на всех последующих этапах умственного развития ребенка. То есть значение наглядно-действенного мышления для общего умственного развития ребенка определяется тем, что оно выступает как исходный пункт формирования других, более сложных форм мышления.

Наглядно-действенное мышление является наиболее ранним видом мышления человека. Согласно психологическим исследованиям, наглядно-действенная форма мышления особенно интенсивно развивается в раннем дошкольном возрасте.

Формирование наглядно-действенного мышления у ребенка начинается с практической деятельности, когда еще нет планомерных действий, не выделяется предварительная ориентировочная деятельность и действие подчиняется непосредственному впечатлению. Первоначально ребенок решает задачи, непосредственно действуя с предметами, игрушками.

Подлинное наглядно-действенное мышление проявляется тогда, когда ребенок, решающий задачу на построение любой конструкции, оказывается в состоянии строить гипотезы и проверять их в процессе непосредственной практической деятельности. Уже в раннем возрасте ребенок планирует и строит домики из кубиков, собирает из деталей конструктора машины, самолеты, разбирает на части игрушку, пытаясь найти ответы на интересующие его вопросы: из чего состоит, как сделан и т.п.

В психологии отмечено, что умственное развитие ребенка — результат формирования умственных действий, имеющих в своей основе внешние практические действия. Этапы развития детского мышления определяются последовательным возникновением и развитием все более сложных форм практической деятельности. Каждый вид практической деятельности предъявляет определенные требования к мышлению детей и создает условия для его развития в том или ином направлении.

На психическое развитие в значительной мере влияет овладение ребенком предметными действиями, и оно выступает мощным фактором развития мышления. Практическое действие с предметом зачастую приводит ребенка к решению возникших в конкретной ситуации задач. В действии происходит естественное научение: воздействуя на предмет, ребенок замечает, что одни действия успешны, другие — нет. Опыт предшествующего действия отражается на следующем. Так мышление формируется в процессе решения предметных задач.

Развитию этого этапа мышления способствуют задания и упражнения с ножницами и бумагой. Также предлагаются задания по конструированию, здесь применяется набор деревянного или пластмассового строительного материала, сюжетные игрушки, соразмерные масштабам построек (животные, человечки, машинки и т. д.), палочки (можно счетные) или спички. С помощью строительного материала ребенку предлагается построить дорожку, башню, поезд, стол, лесенку, гараж, арку, мост, домик, кресло, забор. Для придания постройкам сюжетного характера используются игрушки. Маленькому ребенку дается наглядный образец постройки. Если малыш не справляется с заданием конструирования по образцу самостоятельно, то он действует одновременно с взрослым, то есть, подражая его действиям. В случае если и этот способ оказывается недоступным, педагог выполняет постройку сам с помощью ребенка, а затем просит ребенка повторить ее уже самостоятельно. С помощью палочек выложить на столе простую плоскую фигуру (треугольник, квадрат, домик и т. п.) или выложить фигуру из определенного числа спичек, перенести одну из них так, чтобы получить другую фигуру.

При решении практических задач ребенок часто подражает взрослому. Наблюдая за его деятельностью, он постепенно присваивает человеческие формы практической предметной деятельности. Накопление впечатлений, которые ребенок почерпнул в предметной деятельности, служит основой для развития речи ребенка.

Однако для совершенствования наглядно – действенного мышления даже у нормально развивающихся детей необходима педагогическая организация деятельности, при которой успешно происходит обучение способом ориентировки в окружающем, обобщение опыта действия с предметами.

Система дидактических игр и упражнений, разнообразных поручений следует давать в порядке нарастающей сложности, что позволит познакомить детей со способами предметных действий, помочь осмыслить свою самостоятельную деятельность. Только полноценное развитие дошкольника обеспечивает формирование необходимого уровня наглядно-действенного мышления.

Ссылка на основную публикацию
Тип инфузории, Происхождение и значение простейших — Многообразие мира животных одноклеточные и мног
Бурсария одноклеточная (Bursariidae) Семейство Бурсарииды, Бурзарииды, Инфузории бурсарии, Инфузории бурзарии, Family Bursariidae Жизнь животных. Том 1. Беспозвоночные Под редакцией профессора...
Тестостерон у мужчин норма, нормальный уровень в 40 лет, таблица в зависимости от возраста, общий, 6
норма тестостерона в 40 лет Отзывы норма тестостерона в 40 лет Клинические исследования препарата проводились в 2017 году в Женевском...
Тестостерон у мужчин нормы, симптомы и причины низкого уровня тестостерона
Уровень тестостерона у мужчин в анализе крови - показатели нормы, причины пониженного или повышенного Этот гормон оказывает огромное влияние на...
Типун на языке причины и лечение, как избавиться с помощью народных средств, фото типуна на языке
Типун на языке: возможные причины и терапия Практически каждому известно выражение «типун тебе на язык», значение которого имеет характер пожелания....
Adblock detector