Структура человеческой психики — ЗдоровьеИнфо

Структура человеческой психики

С этой загадочной структурой человека связано много тайн и стереотипов. В этой статье – попытка ответить на самые частые вопросы: что такое психика, как она устроена и как работает?

Понятие психики

Физиологическим носителем психики является нервная система человека.

Психика – это свойство и функция мозга, которая заключается в субъективном отражении объективной действительности в идеальных образах. На основе этих идеальных образов человек и выстраивает свою жизнь и свои отношения с внешней средой. Нервные клетки и рецепторы осуществляют связь центра мозга с внешним миром.

Содержание психики: идеальные образы действительно существующих явлений. Они возникают у каждого человека по-разному и зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов и психического состояния человека.

Структура психики

У животных психика тоже есть. Однако человеческая психика является высшей формой психики и еще называется «сознанием» и включает в себя область подсознания и надсознания («сверх Я»).

  1. Психические свойства

Психические свойства у каждого свои. Именно они образуют индивидуальность человека. Любой человек может забыть что-нибудь, но не для каждого забывчивость характерная черта. Любой из нас может раздражаться, но не для всех эта черта – личностная особенность.

Психические свойства – постоянные проявления личности, которые передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни. К ним относят свойства нервной системы:

  • сила нервной системы – устойчивость нервных клеток к длительному раздражению или возбуждению;
  • подвижность нервных процессов – скорость перехода от возбуждения к торможению;
  • уравновешенность нервных процессов – относительный баланс процессов возбуждения и торможения;
  • лабильность – гибкость нервной системы под воздействием различных раздражителей;
  • резистентность – сопротивляемость к воздействию неблагоприятных раздражителей.

Психические свойства определяют типы нервной системы, или типы высшей нервной деятельности. Они отличаются друг от друга различным сочетанием, комбинированием психических свойств.

  1. Психические процессы

Психические процессы – относительно устойчивые образования, которые развиваются и формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности. К ним относят следующие процессы:

  • Познавательные
  • Ощущение. Развитие психики напрямую зависит от контактов с окружающим миром. Ощущения – источник всех наших знаний об окружающем мире – составляют начальную форму психики.
  • Восприятие. Создание образа вещи или явления зависит от восприятия. Восприятие необходимо и для более глубокого познания объекта.
  • Внимание.
  • Память – способность отражать опыт в узнавании и воспроизведении.
  • Воображение.
  • Представление.
  • Речь.
  • Мышление. Мышление – это высший познавательный психический процесс, суть которого состоит в познании мира и человека в нем.
  • Эмоции и чувства;
  • состояния (настроение, тревожность и проч.);
  • мотивация;
  • воля.

Отношение человека к явлениям и вещам мира выражается душевными переживаниями, или эмоциями.

Эмоции — это реакции конкретного человека на внутренние и внешние раздражители, которые проявляются в виде позитивных и негативных ощущений (удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д.). Эмоции возникают как результат подкорковых возбуждений мозга, которые формируются на основе наследственного или приобретенного опыта.

Со временем эмоции утрачивают свою инстинктивную основу и перерастают в более устойчивые и сложные психические процессы — чувства, которые образуются как результат отношений человека к чему-либо и постоянных конкретных переживаний.

  1. Психические качества, или личностные характеристики

Это относительно устойчивые образования, которые возникают и формируются под воздействием учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности. Наиболее отчетливо качества психики представлены в характере. К ним относят:

  • характер;
  • темперамент;
  • интеллект.
  1. Психические состояния

Представляют собой относительно устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики.

Функции психики

  • Коммуникативная – психическое отражение действительности, которое обеспечивает, например, возможность общаться.

Психическое отражение обращено одновременно к настоящему, прошедшему и будущему. То есть на отражение настоящего оказывает влияние и прошлый опыт, хранящийся в памяти, и мысли человека о будущем. Причем одно и то же внешнее воздействие, благодаря этой функции психики, может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях.

  • Познавательная – способность познавать окружающий внешний мир и осознание человеком своего места в нем.

Эта функция обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в реальном мире.

  • Регулятивная – обеспечение регулирования всех форм поведения человека и всех видов (игровой, учебной, трудовой) его деятельности.

Психика человека, с одной стороны, отражает воздействия внешней среды, адаптируется к ней, а с другой — регулирует этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Поведение – это внешняя форма проявления психики.

Психика

Наиме­но­ва­ние: Психика (образовано от греческого слова: ψυχή — душа, жизнь).
Опреде­ле­ние: Психика — это специфический способ функционирования человеческой души, который проявляется виде сложной совокупности явлений субъективного внутреннего мира человека.

Психика — это специфический способ функционирования человеческой души, который проявляется виде сложной совокупности явлений так называемого субъективного [чувственного] внутреннего мира человека и определяет основные свойства его личности. Психика реализуется в психических процессах, свойствах и состояниях человека и проявляется в особых формах осознанной и неосознанной рефлексии (психического отражения) действительности и реакции на неё человека. Обычно в качестве психических феноменов рассматриваются чувственные восприятия, ощущения и образы, эмоции и переживания, сновидения и трансовые состояния, желания, мотивации и намерения, внимание, воля, интуиция, вдохновение и другие. Все они отличаются друг от друга различной степенью полноты и глубины психического отражения действительности. Общепринятая в науке (см. Наука) рационалистическая традиция осмысления психики указывает на следующие основные признаки, присущие всем психическим феноменам: явления собственной психической реальности даны каждому человеку с непосредственной очевидностью; такой прямой доступ возможен только к собственным психическим состояниям, в то время как об аналогичных состояниях других людей можно судить лишь косвенно; осознание процессов, свойств и состояний собственной психики присуще каждому человеку; все психические феномены не имеют пространственной протяжённости и локализации (независимо от того, какие свойства присущи их материальному субстрату); большинство психических феноменов характеризуется интенциональностью, содержательной направленностью (на что-либо, к чему-либо).

Традиционно под психической реальностью принято понимать область всех видов чувственности человека, то есть всю его эмоционально-чувственную сферу, которая противопоставляется, с одной стороны, физиологии высшей нервной деятельности человеческого организма, понимаемой как биологическая сущность, с другой — понятию человеческой души, понимаемой как метафизическая сущность, хотя иногда и отождествляется с ними. Наряду с этим, психическая реальность отграничивается от феномена мышления (см. Мышление), как особого процесса функционирования сознания, определяющего познавательно-рациональную деятельность человека (см. Деятельность), что указывает на принципиальное отличие мыслительного познания (на основе опосредованного отражения реальности) от чувственного познания (на основе непосредственного отражения реальности), составляя тем самым оппозицию «чувственность — интеллект». Таким образом подразумевается, что психически обусловленное взаимодействие человека с внешней средой реализуется посредством качественно отличных от физиологических и мыслительных, но неотделимых от них психических процессов, свойств, состояний. При указанном понимании чувственность трактуется достаточно широко, включая всё многообразие состояний внутреннего мира человека, обусловленных чувственным восприятием, то есть способностью человека к ощущению. В этом смысле ощущение рассматривается как своего рода начальная форма психики и понимается как процесс психического отражения отдельных свойств и состояний внешней среды, возникающий при непосредственном воздействии внутренних или внешних стимулов и раздражителей на органы чувств, управляемые нервной системой человека. Нижней границей здесь выступает телесность во всех её проявлениях. Верхней границей психики выступает мышление, или интеллект, содержанием которого является знание. Его рациональность представлена идеальной формой бытия — она нематериальна, не имеет индивидуальных особенностей, способна иметь общие значения. Для чувственного содержания психики характерен неидеальный способ бытия и принадлежность внутреннему миру конкретной личности с множеством индивидуальных особенностей. В целом, однако, все указанные границы психики и связанные с ними оппозиции достаточно условны.

Психика в течение длительного времени обозначалась термином «душа» и была одним из основных предметов философствования, присутствуя в его структуре с момента возникновения философии как таковой (см. Философия). Проблематика психики, осмысливаясь в различных идейных контекстах, часто оказывалась в центре философских дискуссий между различными школами, подходами и направлениями, поскольку, наряду с общим противопоставлением «душевное — телесное», затрагивала фундаментальные философские вопросы о месте человека в мироздании, о материальных и духовных основах его бытия. Сложность, относительная автономность и независимость психических процессов и феноменов от физиологического состояния человека, их своеобразие и данность человеку в форме непосредственных, не отчуждённых от него переживаний, их особая познаваемость, обусловленная способностью человека к самонаблюдению и самоанализу, их субъективно-личностная ценность, а также иррациональность некоторых психических явлений (таких как спиритизм, телепатия, ясновидение, телекинез, психокинез, предзнание и других), обусловили появление множества идей и концепций, рассматривающих психику с метафизической и религиозно-идеалистической точек зрения и отождествляющих её с понятием души как особой вневременной и внематериальной субстанцией, активным жизненным началом в человеке, существующим и после [телесной] смерти. В противовес этому развивалась материалистическая традиция, ориентированная на понимание психики с позиций естествознания и исходя из достижений в изучении её материального субстрата (органов чувств и головного мозга). Сведения о психических феноменах накапливались и во многих других направлениях исследований, а также в различных сферах практики (в особенности медицинской).

Психологические знания о человеческой душе и о человеческом поведении первоначально фиксировались в мифологии в форме образов, а в философии — в форме размышлений. У истоков рационального осмысления психики стояли ранние античные философы, которые уделяли в своём творчестве значительное внимание проблемам природы человека, его души и разума. В целом, они трактовали душу как некую нематериальную субстанцию, придающую материальному телу жизненное начало. Представители Милетской школы натурфилософов (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и другие) развивали теории гилозоизма, согласно которым вся материя является одушевлённой. Впоследствии эти теории получили развитие в концепции панпсихизма, которая в новой философии ведёт своё начало от Г. В. Лейбница и утверждает всеобщую одушевлённость природы. С точки зрения Платона, душа и тело существуют отдельно друг от друга: душа является бессмертной и нематериальной и предшествует существованию в физическом теле. Наряду с этим, на развитие знаний о психике оказывали влияние достижения в исследованиях функций организма человека (как его телесного субстрата) и в понимании процессов его жизнедеятельности. Так, медицинские наблюдения и анатомические исследования привели к признанию головного мозга органом психической деятельности (Алкмеон Кротонский), к зарождению учения о темпераментах как различных пропорциях в сочетании четырёх физических элементов, определяющих индивидуальные особенности личности (Гиппократ и его школа), а также о пневме как носителе психических актов (Гален). В учении Аристотеля утверждалось преимущественно материалистическое понимание души как сущности, организующей жизненное начало всего живого. С точки зрения Аристотеля душа и тело неразрывно взаимосвязаны. В трактате «О душе» Аристотель изложил первую систему психологических понятий. В первой книге трактата Аристотель рассматривает принцип движения, указывая на него как на основной признак отличия одушевлённого от неодушевлённого. Во второй книге Аристотель, рассматривая природу души, затрагивает метафизические вопросы и предлагает определения сущности, материи, формы и энтелехии. Так, сущность мыслится здесь родом сущего, которая может отождествляться с материей, формой или их единством. Отсюда он даёт определение души как формы и энтелехии тела. У души есть три способности: к росту, к ощущению и к размышлению. Исходя из наличия этих способностей различаются души растений, животных и людей. В третьей книге Аристотель предлагает классификацию ощущений, утверждая наличие пяти чувств: осязание, обоняние, слух, вкус и зрение. Далее он противопоставляет ощущению мышление, которое состоит в воображении и суждении. В эллинистический период позиции материалистического подхода были укреплены успехами анатомии и медицины: Герофил и Эрасистрат открыли нервы, отличив их от мышц и сухожилий, различили чувствительные и двигательные нервы, изучали зависимость чувствительности организма и его двигательных реакций от головного мозга. У Галена складывается детально разработанная схема строения и функций нервной системы, господствовавшая почти полтора тысячелетия. От гилозоизма осмысление психики постепенно переходит к строгому разделению неодушевлённого и живого, а собственно психическое отделяется от общебиологического. Следующей ступенью стала дифференциация внутри самого психического, зарождение понятия о человеческом сознании. Однако не все свойства психики и сознания укладывалось в натуралистическую схему, поэтому возникли новые попытки утвердить их имматериальность (Плотин, Августин). Так, в учении Августина о душе Бог и человеческая душа заявлены как вечные ценности, как две основные субстанции мира, определяющие его бытие.

В Средние века развитие знаний о психике резко замедлилось и сконцентрировалось в основном на вопросах веры и разума. В этот период выделяется научно-философская деятельность Ибн Сины, который в рамках своих исследований разработал учение о темпераменте и характере человека. Согласно этому учению, природа человека делится на четыре простых вида: горячая, холодная, влажная и сухая (что в современной психологии соответствует четырём темпераментам — сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик), причём эти натуры не являются стабильными психическими образованиями, а изменяются под воздействием множества внутренних и внешних факторов.

Новое время открывает принципиально новый подход к пониманию психики, на которую распространяется принцип детерминизма (раскрытия обусловленности психических проявлений действием производящих их факторов), первоначально в его механистическом выражении. Р. Декарт открывает рефлекторную природу поведения, а понятие о душе преобразует в нетеологическое понятие о сознании как непосредственном знании субъекта о собственных психических актах. В эту же эпоху складывается ряд наиболее важных психологических учений: об ассоциации (Р. Декарт, Т. Гоббс, Дж. Локк), о страстях (Р. Декарт) и аффектах (Б. Спиноза), об апперцепции и бессознательном (Г. В. Лейбниц), о происхождении знания из индивидуального чувств, опыта (Дж. Локк). Под влиянием механики И. Ньютона Д. Гартли создаёт учение об ассоциации как основном механизме душевной деятельности — теоретическую систему, получившую название «ассоцианизм» и объединившую ассоциативный принцип с рефлекторным. Это учение определяло облик большинства психологических концепций в веках, как материалистических, так и идеалистических.

Дальнейшее развитие проблематика психики получила как самостоятельная область исследований в рамках науки психологии, которая объединила в себе естественнонаучный (в большей степени) и гуманитарный (в меньшей степени) подходы. Впервые термин «психология» был введён Р. Гоклениусом в 1590 году для обозначения «науки о душе». Начиная с XVI века, благодаря росту научного знания и широко развернувшейся экспериментальной работе, психология, будучи до того разделом философского знания, начала развиваться самостоятельно, однако окончательное её формирование произошло во второй половине XIX века. В этот период оформились представления о предмете и методе психологии, её функциях, целях и задачах, разработаны основы понятийного аппарата, выявлены основные проблемные поля, созданы оригинальные психологические теории и осуществлены первые собственно психологические эксперименты. На рубеже веков активное развитие психологии стимулировалось успехами естествознания, в первую очередь развитием эволюционной биологии, психофизики, физиологии органов чувств и высшей нервной деятельности, а также возросшими требованиями к психологическим знаниям со стороны медицины, педагогики и ряда производственных отраслей. В XX веке психология получила дальнейшее развитие и разделилась на ряд относительно самостоятельных направлений исследований, однако до настоящего времени в ней не произошло сколько-нибудь полного размежевания между научным, околонаучным и псевдонаучным знанием. Во многом это обусловлено специфической формой данности психических явлений, которая послужила причиной обособления психологии как научной дисциплины вне общей системы наук, опирающихся на объективные методы. Поэтому в психологической науке возникло множество разнообразных школ и парадигм, по-разному трактующих основной предмет своих исследований, а само понятие психики до сих пор не получило корректного определения и продолжает дискутироваться. При этом ни одно из действующих направлений психологии не позволяет говорить о появлении в обозримом будущем действительно полной и объясняющей теории психики. С другой стороны, в рамках психологической науки проблематика психики полностью утратила свою целостность, поэтому современная психология практически не имеет отношения ни к этимологии слова «психика», ни к первоначальному значению слова «психология» как науки о человеческой душе. Начиная с XIX века психологи начали активно «разделять» душу на отдельные [изолированные друг от друга] элементы, выделяя в ней не столько душевные силы, сколько отдельные психические функции, процессы, состояния, акты в целях их объективного изучения. В итоге слово «психика» в исследовательских программах психологии превратилось в собирательное название определённого набора психических функций и обусловленных ими феноменов. Отдельные попытки целостного рассмотрения психики как внутреннего мира человека, предпринимаемые в рамках психологии, относительно редки и в целом малоуспешны.

Расскажите о становлении и развитии психологии в России.

Особое место в развитии психологической мысли в России занимают труды М. В. Ломоносова. В своих работах по риторике и физике Ломоносов развивает материалистическое понимание ощущений и идей, говорит о первичности материи. По мнению Ломоносова, необходимо различать познавательные (умственные) процессы и умственные качества человека.

Последние возникают из соотношения умственных способностей и страстей. В свою очередь, источником страстей он считает действия и страдания человека. Таким образом, уже в середине XVIII в. были заложены материалистические основы отечественной психологии.

У нас в стране психология как самостоятельная наука начала развиваться в XIX в. Большую роль в ее развитии на данном этапе сыграли труды А. И. Герцена, который говорил о «деянии» как существенном факторе духовного развития человека. Следует отметить, что психологические воззрения отечественных ученых во второй половине XIX в. в значительной степени противоречили религиозной точке зрения на психические явления. Одной из наиболее ярких работ того времени явилась работа И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга»[2]. Эта работа внесла значительный вклад в развитие психофизиологии, нейропсихологии, физиологии высшей нервной деятельности.

Труды Павлова имели огромное значение для мировой психологической науки. Благодаря открытию механизма образования условного рефлекса были сформированы многие психологические концепции и даже направления, в том числе бихевиоризм.

А. Ф. Лазурский много занимался вопросами личности, особенно изучением характера человека. Кроме того, он известен своими экспериментальными работами, в том числе предложенным им методом естественного эксперимента.

Одновременно с экспериментальной психологией в России в конце XIX — начале XX в. развиваются и другие научные психологические направления, в том числе общая психология, зоопсихология, психология ребенка.

А. В. Запорожец совместно с Д. Б. Элькониным заложил основы детской психологии. Значителен вклад в развитие педагогической психологии П. Я. Гальперина, создателя теории планомерного (поэтапного) формирования умственных действий.

Благодаря исследованиям А. Р. Лурии отечественная психология существенно продвинулась вперед в области нейрофизиологических основ памяти и мышления.

Мировую известность получили работы психофизиолога Е. Н. Соколова, который совместно с сотрудниками создал современную теорию цветового зрения; теорию, объясняющую восприятие человеком формы предметов; нейрофизиологическую теорию памяти и др.

Отечественная психология изначально развивалась как материалистическая, поэтому в ней получили широкое распространение экспериментальные методы.

11. Расскажите о взаимосвязи психологии и других современных наук.

Прежде всего необходимо остановиться на рассмотрении взаимосвязи психологии и философии. Потому что вопросы психологии длительное время изучались в рамках философии, и лишь в середине XIX в. психология стала самостоятельной наукой, отделившись от философии. Однако, став самостоятельной наукой, психология сохранила тесную связь с философией. И сегодня существуют научные проблемы, которые рассматриваются с позиции как психологии, так и философии. К ним относятся такие проблемы, как понятие личностного смысла и цели жизни, мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности и др. Кроме того, в самой психологии есть вопросы, которые невозможно решить экспериментальным путем. При столкновении с подобного рода проблемами психологи вынуждены обращаться к философии и тем самым пользоваться умозаключениями, которые им предлагают представители смежной науки — философии. Необходимо также подчеркнуть, что есть проблемы, решение которых возможно только при совместном участии психологов и философов. К таким проблемам относятся, например, проблемы эпистемологии — науки о познании человеком окружающего мира. Следует отметить, что такое единение философии и психологии вызвано еще и тем, что психологическая наука избирает методологию научного исследования, опираясь на мировоззренческие теории и концепции, которые в свою очередь формируются в рамках философии.

Другой наукой, которая находит очень много общих с психологией интересов в разработке проблем, связанных с. обществом и личностью, является социология. Здесь также наблюдается взаимоподдержка в развитии наук, но уже на уровне методологии исследования. Так, социология заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих отношений. В то же время психология широко использует в своих экспериментальных исследованиях приемы сбора научной информации, которые являются традиционно социологическими. К таким методам относятся в первую очередь опрос и анкетирование. Кроме того наблюдается взаимопроникновение различных теорий, разработанных в рамках данных наук. Например, разработанная преимущественно социологами концепция социального научения является общепринятой в социальной и возрастной психологии. С другой стороны, теории личности и малой группы, разработанные психологами, находят широкое применение в социологии. Есть также немало проблем, которые пытаются совместно решить психологи и социологи. К таким проблемам относятся: взаимоотношения между людьми, национальная психология, психология экономики и политики государства. Сюда же следует отнести проблемы социализации и социальных установок, их формирования и преобразования.

12. Что относится к фундаментальным отраслям современной психологии?

Общая психология — отрасль психологической науки, объединяющая фундаментальные психологические знания и решающая задачи по исследованию индивида — конкретного представителя вида Homo sapiens. Она включает в себя теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный строй. Основными понятиями общей психологии являются психические процессы (познавательные, волевые, эмоциональные), психические свойства (темперамент, характер, способности, направленность) и психические состояния.

13. Расскажите об основных прикладных отраслях современной психологии.

Педагогическая психология — отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания. Педагогическая психология исследует вопросы целенаправленного формирования познавательной деятельности и общественно значимых качеств личности, а также изучает условия, обеспечивающие оптимальный эффект обучения.

Очень близка к педагогической психологии следующая отрасль психологической науки — возрастная психология, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности от рождения до старости.

Дифференциальная психология — отрасль психологической науки, изучающая различия как между индивидами, так и между группами, а также причины и последствия этих различий.

Поскольку и педагогическая, и возрастная, и дифференциальная психология оперируют понятием «группа», в тесной связи с ними находится социальная психология, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в группы, а также психологические характеристики самих групп.

Политическая психология — это отрасль психологии, изучающая психологические компоненты политической жизни и деятельности людей, их настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации и т. п.

Психология искусства — отрасль психологической науки, предметом которой являются свойства и состояния личности или группы лиц, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей, а также влияние этих ценностей на жизнедеятельность отдельной личности и общества в целом.

Медицинская психология, изучающая психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных.

Инженерная психология — отрасль психологии, исследующая процессы и средства взаимодействия между человеком и машиной.

Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции

1.Изложите суть понятия «психика».

Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира

и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Понятие о психике. Психика как свойство высокоорганизованной живой материи. Природа и механизмы психических явлений.

2.Какие вы знаете этапы развития психики?

Во-первых, психика — это свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной живой материи. Следовательно, не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики.
Во-вторых, главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. Что это означает? Буквально это значит следующее: высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире. В то же время получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического, т. е. субъективного по своей природе и идеалистического (нематериального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира.

В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды.

3.Что такое «раздражимость», «чувствительность», «ощущение»?

Элементарная способность реагировать избирательно на воздействие внешней среды наблюдается уже у простейших форм живой материи. Так, амеба, представляющая собой всего лишь одну живую клетку, заполненную протоплазмой, удаляется от одних раздражителей и приближается к другим. По своей сути движения амебы являются начальной формой приспособления простейших организмов к внешней среде. Подобное приспособление возможно благодаря существованию определенного свойства, отличающего живую материю от неживой.

Это свойство — раздражимость.

Дальнейшее развитие раздражимости у живых существ в значительной степени связано с усложнением условий жизни более развитых организмов, которые соответственно имеют и более сложное анатомическое строение. Живые организмы данного уровня развития вынуждены реагировать на более сложный комплекс факторов внешней среды. Сочетание этих внутренних и внешних условий предопределяет возникновение у живых организмов более сложных форм реагирования, получивших название чувствительности.

Чувствительность характеризует способность к ощущениям. По мнению А. Н. Леонтьева, появление чувствительности у животных может служить биологическим признаком возникновения психики.

Отличительной чертой чувствительности по сравнению с раздражимостью является то, что с возникновением ощущений живые организмы получают возможность реагировать не только на биологически значимые факторы среды, но и на биологически нейтральные, хотя для простейших представителей данного уровня развития, таких как черви, моллюски, членистоногие, ведущими по-прежнему являются биологически значимые факторы среды.

4.Расскажите о поведении как о форме приспособления к условиям внешней среды.

Поведение — это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды.

Простейшие поведенческие реакции мы можем увидеть, наблюдая, например, затем, как червь изменяет направление своего движения, столкнувшись с преградой. При этом чем выше уровень развития живого существа, тем более сложное у него поведение. Например, у собак мы уже наблюдаем проявления опережающего отражения. Так, собака избегает встречи с объектом, который заключает в себе определенную угрозу. Однако самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на внезапные изменения условий внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

Читайте также:  Белый налет на миндалинах (гландах) без температуры, с температурой и болью в горле у взрослого прич
Ссылка на основную публикацию
Строение черепа человека — Хирургическая стоматология от А до Я
Череп человека на латинском Общие сведения о строении черепа человека. Скелет головы составляют парные и непарные кости, которые в совокупности...
Стрептококковая инфекция у детей и взрослых — причины возникновения, анализы и лекарственная терапия
Заболевания, вызываемые стрептококками Штаммы болезнетворных стрептококков различают на основании их биологических, биохимических и других свойств. Каждый имеет тенденцию вызывать определенные...
Стресс, волнение, паника как избавиться 4 быстрых способа
Тревога у детей и подростков с онкологическими заболеваниями Что такое тревога? Тревога — это переживание страха, смятения или беспокойства, зачастую...
Строение эндокарда и эндотелиоциты
шпора по анатомии(латынь) / анатомия- латынь 4 околосердечная сумка pericardium связка сердечной сорочки ligg. sternopericardiacae серозная жидкость liquor pericardii осн....
Adblock detector