Что это за диагнозы ЗПР, ЗПРР у ребенка и как их снять

Научно-практический центр психофизиологии
аномального развития

контактный телефон центра +7(909)584-66-21

  • Главная страница
  • Чем мы можем Вам помочь
  • Кто с Вами будет работать
  • Что почитать
  • Как нас найти
  • Научная работа
  • Количественная ЭЭГ
  • Карта сайта

Эдик поступил на лечение в 3 г.3 мес. с жалобами на отставание в психоречевом развитии.

Данные анамнеза: Ребенок от 2 беременности. Беременность протекала с токсикозом 1-2 половины, угроза выкидыша на 24-37 неделе. В течение беременности мать перенесла нервный стресс. Роды в срок, проводилась стимуляция родовой деятельности, ребёнок закричал сразу, вес- 3700 г, рост 51см. К груди приложили на 2 сутки, сосал активно. Психомоторное развитие: головку держит с 3 недель, сидит с 6,5мес. стоит с 9мес. ходит с 1 года. Гуление и лепет по возрасту. Со слов бабушки, в возрасте 3 мес. замедленно реагировал на окружающих, не было комплекса оживления при подходе к матери. Сам на руки не просился, но когда брали, не плакал и не просился обратно. Не любил в комнате оставаться один, начинал беспокоиться. Если брали на руки чужие, искал глазами мать или бабушку. С 3 месяцев проявлял интерес к игрушкам: музыкальным, вертящимся. Брал игрушку в руки, тянулся к телефону. В дальнейшем сидя в манеже, рассматривал положенные игрушки, оречевлял. На имя не реагировал.

С 1,5 лет стали замечать хождение на цыпочках. Невропатолог отметил повышение мышечного тонуса. Поставлен диагноз: последствия перинатальной энцефалопатии в виде синдрома задержки психоречевого развития, эписиндрома в форме пароксизмов в виде атипичных абсансов. (с 1,5 до 2 лет частые, с 2-х — редкие). Плохо спал, просыпался. Ночью плакал с закрытыми глазами. К 3 годам сон стал спокойнее. В этом же возрасте начал опираться на полную стопу при ходьбе. Стал внезапно подходить куда-нибудь и ударяться головой, подпрыгивал, бил себя по лицу. Обращения не было. Если хотел есть или пить, тянулся рукой.

С 3 лет пошел в д/с. Страха перед детьми не испытывал, не контактировал, просто смотрел.

Осмотр невролога: от 25.05.2001: отчетливых очаговых симптомов нет. Мышечный тонус дистонический, повышен в разгибателях ног, стопа — в варусной установке, осанка вялая, лопатки «крыловидные», справа больше, чем слева. Сухожильные рефлексы снижены, быстро угасают,. Речь на уровне звукосочетаний, обращенную речь понимает. Игровые действия по возрасту, контактный.
Диагноз: ОНР, задержка речевого развития на резидуально-патологическом фоне, пирамидная недостаточность легкой степени, гипертензионный синдром в стадии субкомпенсации. Прошли курс медикаментозного лечения, остеопатии, в том числе за границей.

Осмотр логопеда (март 2001 г.): на приход логопеда выбежал в коридор, смотрел с интересом. Страха не испытывал, но близко не подходил. Бесцельно бродил по комнате. Пытался доставать игрушки, но не показывал, а просто ставил посередине комнаты. Отсутствует отклик на имя, на другие обращения. Отсутствует жестовая речь. Может очень короткое время следить за движущейся игрушкой. Реагирует на звучащую игрушку, сам включает музыкальные игрушки. Вложил фигуры в пазы. Счет — до 5, считает с радостью, смеется,. при счете называет первые слоги. Избирательная ответная реакция на слова. При прощании сказал «пока» и махал кистью руки.
Заключение: грубая задержка психоречевого развития с аутистическим поведением. Первые несколько занятий совсем не сидел («полевое» поведение). Не было зрительной фиксации на предмете. Следил за игрушкой только тогда, когда ее доставали из пакета, или если она двигалась. Совместно играл только в те игры, где надо было что-то складывать. От сюжетных игр отказывался, начинал бесцельно бродить по комнате. Если игра заинтересовала, то мог в течение 7 минут с ней играть. На словесные инструкции не реагирует. Положительную динамику давал очень медленно. Был рекомендован на курс ТКМП.

Первый курс проведен в период с 28.05.2001г. по 18.06.2001 г.

ТКМП № 1 первого курса проведена 28.05.2001 г. т в течение 15 мин, ТКМП № 2 проведена 4.06.2001 г. ТКМП № 3 проведена 9.06.2001 г. В течение последующих недель отмечено: мальчик стал немного понимать словесные инструкции, сидеть по 10 мин. за столом, рассматривать предметы. Стал играть в совместные с логопедом или психологом игры — катать шары через ворота, выкладывать пирамидку, играть в игру «Почтовый ящик». Мальчик собирает любые геометрические формы из частей, если увидит образец, как надо делать. Отмечены выраженные эхопраксии. У ребенка прекрасная зрительная память. Знает цифры до 16, пытается их писать, Все, что связано со счетом, его успокаивает. На некоторых заданиях как бы застревает, быстро образуются стереотипии, с большим трудом переключается с них. На невербальном уровне различает цвета и оттенки. Нет игровой деятельности, игрушками только манипулирует. К концу месяца отмечено появление интереса к картинкам, стал пытаться рисовать круги, полоски, следит за рисунком взрослых. Стал чаше повторять слова, но только на занятии в определенных случаях. Стал следить за сюжетной игрой, слушать небольшой рассказ, но не по книге. Может рассмотреть картинки в книге, но делает это редко. Стал спокойнее на занятиях.

Осмотр логопеда (сентябрь:2001 г): на занятиях сидит, не бегает по комнате. Радуется приходу логопеда. Выполняет некоторые поручения: «Выключи телевизор!», «Дай пластилин» и др. Пытается обводить по трафарету, дорисовывать колеса у машины.. Любит на картинках разглядывать людей, особенно детей. Постоянно стал оречевлять свою деятельность повторением различных слогов. «Строитель» собирает по цветовой гамме, не путает. Все предметы выстраивает друг за другом и не дает переставлять. Свободно стал собирать пирамидку, формы разного объема.

Второй курс проведен в период с 4.09.2001 г. по 24.09.2001 г.

Третий курс ТКМП проведен в период с 26.11.2001 г. по 10.12.2001 г. (по 3-5 процедур на курс).

Осмотр логопеда (после третьего курса- декабрь 2001 г.): мальчик спокойно сидит на занятиях при смене деятельности до 45 минут. Стая понимать ситуативную речь, выполнять простые поручения. Занимается с желанием, сак ставит стол, несет пособия. Улучшилось внимание, стал легко переключаться на другую деятельность. Пытается повторить за логопедом мимические движения лица, звуки. Появилось много новых звуков, немного увеличился словарный запас. Стал помогать строить разные постройки. Появился простой сюжет в игре, пытается повторить игру детей в группе. Любит работать с пластилином, рисовать, играть со строителем, клеить аппликации .Соотносит рисунок с контуром и аккуратно наклеивает по образцу. Сам рисует солнце и лучи, тучу и дождик. Лепит ноги у животных на то место, где они должны быть. Хорошо развито пространственное восприятие: собирает геометрические фигуры, на листе бумаги четко знает, где верх, где низ листа, знает, где верх в комнате. Стал соотносить цифры с количеством пальцев в пределах 5.

Осмотр логопеда: ( через 4 мес после третьего курса ТКМП- апрель 2002 г.): появилось много слов существительных и небольшой набор глаголов. Стал повторять слова, предложения. При самостоятельной речи употребляет часто только первый слог или ударный слог слова Активный словарь очень беден, предложений 2-3, но при показе картинок знакомых животных называет. Подбирает парные картинки. Находит знакомые предметы уже на других предметах (колготках, картинках, футболках и т.д.) и сам их называет. Стал повторять за матерью стишок. Стал проявлять агрессию по отношению к детям и взрослым, но если удивишься и спросишь: «За что ты ударил?», начинает гладить. Постоянно от воспитателей требует внимания. Сам вырезает и наклеивает части тела, детали машин и т.д. Пытается раскрашивать картинку в пределах контуров, но не всегда получается. Карандаш держит в кулаке, но если поправишь, держит правильно, но не долго. Ножницы держит правильно, начинает вырезать круги, овалы получаются хуже, рисует головонога вместо фигуры человека. Счет до 12. Узнает цифры в часах, если вместо цифр палочки, может показать и назвать по порядку.

Осмотр психолога (через полгода после третьего курса- от 6.06.2002 г.): контакт постепенный, задания выполняет с удовольствием, интерес к играм есть, но избирательный: лучше работает с объемным материалом, хуже- с картинками. Поведение в ситуации обследования- адекватное. Темп работы- средний. Ребенок импульсивный, может не довести дело до конца. При стимулировании заканчивает его без резких реакций негативизма. Работоспособность средняя, требуется постоянная смена деятельности. Восприятие: геометрические формы и вкладыши делает с помощью проб и примеривания, простые- зрительно. Цвета показывает, соотносит. Инструкцию слышит, выполняет. Внимание неустойчивое, истощаемое. При интересе- трудности переключения. Помнит, где и какие игрушки лежат, где задания, помещение для занятий. После третьего курса ТКМП в динамике более устойчивое внимание, работоспособность. Эмоциональный фон положительный. В группе д/с тянется к детям, повторяет все игры. На групповых занятиях неусидчив, ходит по группе.

Читайте также:  Средства длечения геморроя Нижфарм Суппозитории ректальные Облепиховое масло - «Геморрой Нет, трещин

Четвертый курс проведен в период с 10.06.2002 г. по 8.07.2002 г.

Осмотр логопеда ( через полгода после четвертого курса ТКМП — от 29.01.2003 г.) перед пятым курсом: появилась простая фраза, соотносит ее с ситуацией. Слушает сказки в простом изложении с опорой на картинку. Много эхолалий, повторяет слова, когда сам чем-то занят. Проявляет интерес к книгам. Знает понятия «овощи, фрукты, животные, одежда». Узнает буквы в книгах.

Осмотр психолога: (через 8 мес после четвертого курса ТКМП -от 5.02.2003 г.): контакт постепенный, через маму. Задания выполняет с удовольствием. Интерес избирателен — с картинками работает только со стимулированием. Темп работы с объемным материалом быстрый, с картинками средний. Поведение в ситуации обследования адекватное. Работоспособность — средняя, но более длительно работает без смены деятельности. Перцептивные задания: — классифицирует по цвету, складывает пирамиды с учетом формы, цвета и величины. Использует зрительное соотнесение и целенаправленные пробы. Инструкции выполняет полностью. Эмоциональный фон положительный. Причинно-следственные связи не устанавливает даже на простых картинках. После 3-х уроков — выложил правильно последовательность картинок. Внимание устойчиво при интересе, на речевом материале крайне истощаем. Зрительную и слуховую память не удалось проверить. Но по реакциям можно судить, что часть предъявляемого материала мальчик помнит.

Пятый курс ТКМП проведен в период с 5.02.2003 г. по 4.003.2003 г.

На контакт с психологом пошел сразу, в процессе занятий активен, целеустремлен, настойчив, работоспособен- удерживает темп работы на протяжении всего занятия. Познавательный интерес на среднем уровне. Практически все задания, связанные с невербальным интеллектом, выполнял правильно. Дифференцирует хорошо по форме, цвету, размеру, знает, но не всегда называет фигуры, предметы. Внимание на протяжении занятия достаточно устойчиво. Повторял слова на протяжении занятия только после просьбы. Произношение нарушено, понимает при обращении простейшие инструкции (односложные предложения) или показ.

Появилась динамика в речи — мальчик стал называть предметы и понятия. На вопрос что это, как называется, иногда сам отвечает. Соотносит предметы с определенным классом — посуда, игрушки, обувь, что говорит о начале формирования обобщений, понятийной сферы. Стал более целеустремленным, даже если задание сложное, прикладывает волевые усилия, чтобы решить до конца. Стал обращаться с просьбами, хотя не всегда грамматически оформленными.

Через 2 недели после курса (19.03.2003 г.) логопед отмечает: появились окончания в словах, хотя еще не совсем правильные. Стал рассказывать, что происходит в д/с. Появились счетные операции (1+3=4). В речи много эхолалий, но уже четко прослеживается фразовая речь. Лучше стал понимать обращенную речь.

Через полгода после курса логопед отмечает (от 24.9.2003): увеличивается понимание речи окружающих, стал понимать более сложные предложения и инструкции. Мальчик стал адекватно отвечать на вопросы, читать стихи, играть в игры. Быстро схватывает компьютерные игры, пытается читать. Стал четко дифференцировать отношения с девочками и мальчиками. Стал более подвижный. Стал смотреть мультики, потом лепить сюжеты. Фразовая речь с аграмматизмами.

Через 11 мес после пятого курса ТКМП (январь 2004 г.) отмечено: стал употреблять уменьшительно-ласкательные суффиксы, различает единственное и множественное число. Стал более любознателен, задает вопросы. По данным логопеда в мае 2004 г (через 15 мес после пятого курса ТКМП).: читает глобально около 20 слов, пытается сливать при чтении звуки в слоги, может подбирать слова на определенную букву. Составляет предложения из 3-4 слов, отвечает на вопросы «где?», «когда?». Но путает временные понятия (вчера, сегодня…), время дня, хотя на картинке день и ночь различает сразу. Эмоции более дифференцированные (радость, гнев, возмущение). Стал пробовать отвечать на вопрос «почему?». Иногда стал употреблять местоимения «я» и «ты». Игра сюжетная, с использованием примитивного диалога. Есть небольшие пересказы, Эдик стал больше интересоваться людьми на картинках. Счет и счетные операции присутствуют в пределах 10 как в уме, так и на палочках.

Через год во время в начале очередного курса ТКМП психолог-дефектолог отмечает в динамике следующее: уровень работоспособности, продуктивности во время занятий выше среднего, равно как и познавательный интерес. Параметры восприятия, зрительной памяти оцениваются как соответствующие возрастной норме. Круг представлений об окружающем мире также существенно вырос (мальчик изредка путает названия некоторых животных, рыб). Мышление преимущественно наглядно-образное, наглядно-действенное; словесно-логическое сформировано недостаточно: с операциями на анализ-синтез, сравнение мальчик справляется в основном на предметном материале, не всегда грамматически верно обосновывая свои ответы; выполняет также задания на обобщение, классификацию, находит «4-й лишний» и правильно объясняет свой выбор. Речь при этом построена простыми фразами, страдает аграмматизмами. Определенные трудности возникают при выполнении заданий на счет, с новым дидактическим материалом. К концу курса специалист отмечает повышение устойчивости внимания, усидчивости, произвольной регуляции деятельности (мальчик старается выполнить все предложенные задания). Ребенок успешнее справляется с заданиями на вербальном материале, с тестами на обобщение, классификацию (уже по понятийным признакам). Значимо выросла собственно речевая активность (мальчик много говорит сам, задает больше вопросов), но сохраняются аграмматизмы, трудности при согласовании членов предложения, пропуски или неверное употребление окончаний, родо-видовых категорий, числительных.

В настоящее время (2007 г.) по данным психологического тестирования актуальный уровень развития ребенка оценивается как несколько сниженный по сравнению с нормой за счет отставания словесно-логического мышления, истощаемости внимания, отставания в развитии эмоционально-волевой сферы. Мальчик учится во 2-м классе речевой школы: в индивидуальном режиме более успешно, так как при работе в классе быстро отвлекается с соответствующим снижением успеваемости до 3-4-х баллов. Мальчик по-прежнему испытывает трудности при выполнении инструкций на слух, значение многих слов понимает буквально. Пишет грамотно, ошибки допускает только в малознакомых словах (справляется с выделением корня слова, окончания; знает части речи и не путает их при определении). Считает в уме в пределах 100, действия с большими числами легко решает «в столбик», таблицу умножения пока знает нетвердо. Хорошо ориентируется в географических и астрономических картах, марках машин. В социальном плане мальчик отстает от сверстников: он эмоционально наивен, проявления его чувств не соответствуют возрасту, он часто беседует сам с собой, проговаривая наиболее значимые ситуации из школьной жизни или из телевизионных передач (рекламы).

Посмотрите на странички из тетрадей по математике и русскому и вернитесь к началу истории, чтобы вспомнить, каким Эдик к нам пришел. Совместные усилия наши имеют вполне достойный результат, хотя восприятие ребенком себя в окружающем мире остается весьма своеобразным (посмотрите на его рисунки, приведенные после тетрадных листов).

Задержка психического развития (ЗПР) — причины, признаки, лечение в Израиле

Задержка психического развития — что такое ЗПР?

Задержка психического (ЗПР) — это отставание ребенка в развитии в соответствии с календарными нормами его возраста, без нарушения коммуникации и моторики. ЗПР является пограничным состоянием и может говорить о серьезных органических поражениях мозга. У части детей ЗПР может быть нормой развития, особенным складом психики (повышенная эмоциональная лабильность).

Если задержка психического развития сохраняется после 9 лет, ребенку ставят диагноз “умственная отсталость”. Замедление темпов психического развития обусловлено более медленным созреванием нейронных связей в мозге. Причиной данного состояния в большинстве случаев является родовая травма и внутриутробная гипоксия плода.

Виды задержки психического развития (ЗПР) у детей.

ЗПР классифицируют следующим образом:

Задержка психоречевого развития конституционного происхождения. Кратко — это особенность психического устройства отдельного ребенка, соответствует норме развития. Такие дети инфантильны, эмоционально похожи на детей младшего возраста. Коррекция в таком случае не требуется.

Соматогенная задержка психического развития относится к болезненным детям. Ослабленный иммунитет, частые простудные заболевания, аллергическое реакции приводят к замедленному развитию головного мозга и нейронных связях. К тому же из-за плохого самочувствия и госпитализации ребенок проводит меньше времени за играми и учебой.

ЗПР психогенной природы — возникает из-за неблагоприятной ситуации в семье, недостаточном внимании близких, педагогической запущенности.

Вышеперечисленные виды ЗПР не представляют угрозы дальнейшему развитию ребенка. Достаточно педагогической коррекции: больше заниматься с ребенком, записаться в развивающий центр, возможно, походить к дефектологу. В практике центра, мы еще не разу не сталкивались с детьми с грубой задержкой психического развития, с которыми мало занимаются или оставляют без внимания. Исходя из опыта центра, родители детей с ЗПР очень трепетно подходят к вопросам воспитания, развития и учебы. Основной причинеой задержки психического развития у детей все-таки является органическое поражение центральной нервной системы.

Читайте также:  Сильвиева борозда при УЗИ

Церебрально-органическая природа ЗПР (церебрум — череп).

При данной форме задержки психического развития незначительно поражаются участки головного мозга. Поражению в первую очередь подвержены те области которые напрямую не включены в обеспечение жизнедеятельности человека, это самые “внешние” части мозга, ближе всего расположенные к черепной коробке (корковая часть), особенно лобные доли.

Именно эти хрупкие области отвечают за наше поведение, речь, концентрацию, коммуникацию, память и интеллект. Поэтому при легком поражении ЦНС у детей (его даже может быть не видно на МРТ), у психическое развитие отстает от календарных норм своего возраста.

Причины задержки психического развития (ЗПР) органического происхождения

    • Органическое поражение головного мозга в пренатальный период: гипоксия, асфиксия плода. Вызвана рядом факторов: неправильное поведение беременной женщины (прием запрещенных веществ, недостаточность питания, стрессы, отстутствие двигательной активности и пр.)
    • Перенесенное матерью вирусные инфекционные заболевания. Чаще — во втором, третьем триместре. Если беременная женщина перенесла коклюш, краснуху, ццитомегаловирусную инфекцию, и даже ОРВИ на раннем сроке беременности, это влечет за собой гораздо более грубую задержку развития.
    • Отягощенный акушерский анамнез: травма во время родов — ребенок застревает в родовом канале, при слабой родовой деятельности применяются, стимуляторы, эпидуральная анестезия, щипцы, вакуум, что также является фактором риска для новорожденного.
    • Осложнения во время натального периода: недоношенность, инфекционное или бактериальное заболевание в период новорожденности (до 28 дней жизни)
    • Врожденные аномалии развития головного мозга
    • Перенесенное ребенком инфекционное или вирусное заболевание. Если заболевание протекало с с осложнениями в виде менингита, энцефалита, нейроцистицеркоза, ЗПР чаще всего переходит в диагноз умственной отсталости (ставится после 9 лет).
    • Внешние факторы — осложнения после прививки, приема антибиотиков
    • Бытовые травмы.

Самая распространенная причина задержки психического развития (ЗПР) — это родовая травма. Подробнее про родовую травму можно почитать здесь.

Признаки задержки психического развития (ЗПР) у детей

Игра отличается бедностью воображения и творчества, монотонностью, однообразием. У этих детей низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости. В познавательной деятельности наблюдаются: слабая память, неустойчивость внимания, медлительность психических процессов и их пониженная переключаемость.

Симптомы задержки психического развития (ЗПР) в раннем возрасте (1-3 года)

Дети с ЗПР имеют сниженную концентрацию внимания, отставание в формировании речи, эмоциональную лабильность (“расшатанность психики”), нарушения в сфере коммуникации (хотят играть с другими детьми, но у них не получается), сниженность интересов по возрасту, гипервозбудимость или, наоборот, заторможенность.

      • Отставание возрастных норм по формированию речи. Часто ребенок с ЗПР позже начинает гулить, лепетать.
      • Не могут дифференцировать предмет (“покажи собачку”) к году (при условии, что с ребенком занимаются).
      • Дети с ЗПР не могут прослушивать простейшие стишки.
      • Игры, мультики, слушание сказок, все, что требует понимания, у них не вызывает интереса, или их внимание концентрируется на очень короткое время. Однако ребенок в 1 годик в норме не слушает сказку больше 10-15 минут. Подобное состояние должно насторожить в 1.5-2 года.
      • Бывают нарушения координации движений, мелкой и крупной моторики.
      • Иногда дети с задержкой психического развития начинают позже ходить.
      • Обильное слюнотечение, высунутый язык.
      • У детей с ЗПР может быть тяжелый характер, они раздражительны, нервозны, капризны.
      • Из-за нарушений в центральной нервной системе, ребенок с ЗПР может иметь проблемы с засыпанием, сном, процессами возбуждения и торможения.
      • Не понимают обращенную речь, но вслушиваются, идут на контакт! Это важно для дифференциации ЗПР и более тяжелый нарушений, таких как аутизм.
      • Не различают цвета.
      • Дети с ЗПР в полтора года не могут выполнить просьбы, особенно сложные (“зайди в комнату и принеси книжку из сумки” и пр.).
    • Агрессия, истерики по пустякам. Из-за задержки психического развития малыши не могут выразить свои потребности и эмоции и реагируют на все криком

Признаки ЗПР в дошкольном и школьном возрасте (4-9 лет)

Когда дети с задержкой психического развития подрастают, начинают ассоциировать и чувствовать свое тело, они могут жаловаться на головные боли, часто их укачивает в транспорте, могут быть тошноты, рвоты, головокружение.

В психологическом плане дети с ЗПР тяжело воспринимаются не только своими родителями, но и сами страдают от этого состояния. При задержке психического развития со сверстниками отношения складываются плохо. От непонимания, от неспособности выразить себя дети «закрываются в себе». Могут стать злобными, агрессивными, подавленными.

У детей с ЗПР часто бывают проблемы интеллектуального развития.

  • Плохо усваивают счет
  • Не могут выучить алфавит
  • Часты проблемы с моторикой, неуклюжесть
  • В случае с грубой ЗПР не могут рисовать, плохо держат ручку
  • Речь невнятная, однообразная
  • Запас слов — скудный, иногда полностью отсутствует
  • Плохо идут на контакт со сверстниками, из-за задержки психического развития предпочитают играть с малышами
  • Эмоциональные реакции школьников с ЗПР не соответствуют возрасту (впадают в истерику, смеются, когда это неуместно)
  • Плохо успевают в школе, невнимательны, в психическом плане преобладает игровая мотивация, как у детей более младшего возраста. Поэтому их чрезвычайно сложно заставить учиться.

Отличие задержки психического развития (ЗПР) от аутизма.

Задержка психического развития может коррелировать с расстройствами аутистического спектра. Когда диагностика затруднена и черты аутизма не столь выражены, говорят о ЗПР с элементами аутизма.

Дифференциация задержки психического развития (ЗПР) от аутизма:

      1. При ЗПР у ребенка есть зрительный контакт, дети с аутизмом (именно аутизм, а не аутистическое расстройство, такое, как синдром Аспергера) никогда не смотрят в глаза, даже родителям.
      2. У обоих детей может отсутствовать речь. Ребенок с ЗПР в таком случае будет пытаться обратиться ко взрослому жестами, покажет пальчиком, будет мычать или гугукать. При аутизме отсутствует всякое взаимодействие с другим человеком, указательный жест, дети используют руку взрослого, если им нужно что-то сделать (нажать кнопку, например).
      3. При аутизме дети используют игрушки не по назначению (крутят колеса машинки, вместо того, чтобы возить ее). Дети с задержкой психического развития могут иметь проблемы с развивающими игрушками, могут не попадать фигурами в дырочки нужной формы, но уже в годик будут проявлять эмоции к плюшевым игрушкам, могут целовать и обнимать их, если попросить.
      4. Ребенок с аутизмом постарше будет отказываться от контакта с другими детьми, при ЗПР же дети хотят играть с другими, но так как их психическое развитие соответствует более младшему, они будут испытывать проблемы с общением, выражением эмоций. Скорее всего — будут играть с детьми помладше, или стесняться.
    1. Ребенок с ЗПР может быть также агрессивным, “тяжелым”, молчаливым, замкнутым. Но аутизм от задержки психического развития отличает отсутствие коммуникации в принципе, плюс ко всему — страх перемен, боязнь выйти на улицу, стереотипность поведения и многое другое. Подробнее смотрите в статье “Признаки аутизма”.

Лечение задержки психического развития (ЗПР)

Традиционная помощь детям с ЗПР сводится либо к педагогическим занятиям, либо к стимуляции мозга с помощью медикаментозного лечения. В нашем центре мы предлагаем альтернативу — воздействовать на саму первопричину задержки психического развития — органическое поражение центральной нервной системы . Устранить последствия родовой травмы с помощью мануальной терапии. Это авторская методика кранио-церебральной стимуляции (краниум — череп, церебрум — мозг).

Педагогическая коррекция детей с задержкой психического развития также очень важна для последующего устранения задержки. Но необходимо понимать — коррекция ЗПР — это не лечение.

В центре Доктор Лев Левит реабилитация детей с тяжелыми формами ЗПР приносит хорошие результаты, которых родители не могли добиться путем медикаментозной терапии или педагогики и логопедии.

Краниальная терапия и авторская методика кранио-церебральной стимуляции — очень мягкая методика для лечения задержки психического развития и других нарушений развития у детей. Внешне это нежные прикосновения к голове ребенка. Путем пальпации специалист определяет краниальный ритм у ребенка с ЗПР.

Этот ритм возникает из-за процессов движения жидкости (ликвора) в головном и спинном мозге. Ликвор омывает мозг, выводит токсины и отмершие клетки, и насыщает мозг всеми необходимыми элементами.

У большинства детей с задержкой психического развития (ЗПР) есть нарушение краниального ритма и оттока жидкости из-за родовой травмы. Краниальная терапия восстанавливает ритм, восстанавливается и циркуляция жидкости, улучшается мозговая активность, а вместе с ней и понимание, психика, настроение, сон.

Кранио-церебральная стимуляция воздействует на участки мозга, которые не функционирует в достаточной степени. У многих наших детей с задержкой психоречевого развития (ЗПРР) происходит скачок в речи. Они начинают произносить новые слова, связывать их в предложения.

Подробнее о задержке речевого развития у детей и лечении в центре смотрите здесь.

Читайте также:  Кровоостанавливающие средства лучшие способы и рекомендации

Глав. врач центра, Д-р Лев Исаакиевич Левит, также владеет спектром остеопатических методик (30 лет практики в остеопатической реабилитации). В случае необходимости, устраняются последствия других травм (деформация грудной клетки, проблемы с шейными позвонками, крестцом и пр.).

Подведем итоги. Метод краниальной терапии и кранио-церебральной стимуляции направлен на:

  • нормализацию нормального функционирования головного мозга;
  • улучшение метаболизма нервных клеток (улучшается и обмен веществ всего организма);
  • устранение последствий родовой травмы — работа с костями черепа;
  • стимуляцию зон мозга, ответственных за речь, интеллект, ассоциативное и абстрактное мышление

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЛЯ КОНСУЛЬТАЦИИ У КРАНИАЛЬНОГО ТЕРАПЕВТА:

1. Если ребенок рожден при патологических, тяжелых, интенсивных родах.

2. Беспокойство, крик, беспричинный плач ребенка.

3. Косоглазие, слюнотечение.

4. Отставание в развитии: не следит взглядом за игрушкой, не может взять игрушку в руки, не проявляет интереса к окружающим.

5. Жалобы на головные боли.

6. Раздражительность, агрессивность.

7. Задержка интеллектуального развития, трудности в учебе, запоминании, образном мышлении.

Вышеперечисленные симптомы ЗПР соответствуют прямым показанием к консультации у краниального терапевта. При лечении, в большинстве случаев мы достигаем высоких положительных результатов. Это отмечается не только родителями, но и воспитателями в детском саду и преподавателями школ.

Посмотреть видео-отзывы родителей о результатах лечения задержки психического развития вы можете здесь.

Чем отличается зпр от зпрр

Что такое задержка психического развития (ЗПР)?

Задержка психического развития – негрубое и обратимое нарушение познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы ребенка. Отличие ЗПР от других тяжелых патологий нервной системы в том, что это нарушение вызвано главным образом слишком медленной скоростью созревания нервной системы. По статистике, ЗПР встречается у 16% дошкольников старше 4 лет и младших школьников.

Многие родители считают диагноз «ЗПР» приговором, но это неправильная позиция. При своевременной диагностике и коррекции ребята с задержкой психического развития постепенно догоняют своих ровесников и ничем от них не отличаются по уровню интеллектуального и физического развития.

Дети с ЗПР не чувствуют ответственности за свои поступки и не контролируют их, не видят себя со стороны, не подчиняются установленным правилам, в большинстве случаев не могут наладить хорошие отношения с взрослыми и сверстниками. Основная их деятельность – игровая. Они не проявляют интереса к учебе, не задают вопросов об окружающем мире и т. д. Слабое место детей с ЗПР – это усидчивость и внимание. Они быстро теряют интерес, нетерпеливы, им сложно высидеть на одном месте более 20 минут. В плане речевого развития и познавательной деятельности заметно отстают от других детей, так как у них плохая память, снижено внимание, слабо развито абстрактное мышления, они смешивают понятия, не могут выделить основные признаки предметов, явлений и другое. Их основная цель – получить удовольствие, поэтому, как только им что-то надоедает, они сразу переключаются на другое занятие или предмет.

У детей с ЗПР немного друзей – как среди сверстников, так и среди учителей и взрослых. Часто они очень одиноки, играют одни или с взрослыми, поскольку с трудом усваивают правила и нуждаются в том, чтобы кто-то их постоянно направлял. Их поведению свойственны страх, агрессия, замедленная реакция, неспособность вести нормальный диалог.

Программа коррекции подбирается в зависимости от вида ЗПР, который диагностирован у ребенка. Принято выделять 4 вида этого нарушения:

1. ЗПР конституционального происхождения

Такие дети отличаются небольшим весом и ростом. В школе и садике они очень любопытны, быстро обзаводятся друзьями, так как характер у них обычно мягкий и веселый. Учителя постоянно делают им замечания за непоседливость и разговоры на уроках, опоздания. У них плохо развиты мышление и память, поэтому их успеваемость оставляет желать лучшего. При этом типе ЗПР прогноз, в целом, благоприятный. При обучении необходимо больше использовать наглядно-действенный принцип. Полезны занятия для развития внимания, памяти, мышления, они должны проходить под руководством психолога и дефектолога.

2. ЗПР соматогенного происхождения

Данный тип ЗПР возникает вследствие перенесенных тяжелых инфекций или черепно-мозговых травм в раннем детстве. Интеллект сохранен, но присутствует психический инфантилизм и астения. Дети привязаны к родителям, без них сильно скучают, плачут, становятся беспомощными. На уроках они не проявляют никакой инициативы, быстро устают, крайне не организованы, учеба им неинтересна, нередко отказываются отвечать на вопросы учителя, при этом тяжело переживают неудачи и низкие оценки. Детям с соматогенной формой ЗПР необходимо обучение в школе санаторного типа, где они смогут получить круглосуточную медицинскую и педагогическую помощь. Если соматические причины будут устранены, то в дальнейшем коррекция психического развития пройдет быстро и успешно.

3. ЗПР психогенного происхождения

Дети с данным видом ЗПР испытывают недостаток внимания и тепла со стороны близких родственников, особенно матери. Часто они растут в неблагополучной семье, среди скандалов, их социальные контакты однообразны. Дети испытывают постоянную тревогу, «забитые», им сложно принимать самостоятельные решения. Плохо развита способность к анализу, они живут в собственном мире, часто не различают плохое и хорошее, имеют небольшой словарный запас. Дети с психогенной формой ЗПР отлично реагируют на коррекционные занятия и быстро нагоняют сверстников.

4. ЗПР церебрально-органического происхождения

Нарушение вызвано органическими поражениями мозга, возникшими во время беременности, тяжелых родов или из-за перенесенных болезней. В результате астении дети быстро утомляются, плохо запоминают информацию, с трудом сосредотачиваются на одном занятии. Примитивное мышление, заторможенные эмоциональные реакции, внушаемость, быстрая потеря интереса, неумение выстраивать взаимоотношения с людьми, проявление агрессии и страха, смешение понятий «хочу» и «надо» – вот характерные черты детей с ЗПР данного типа. Прогноз при данной форме ЗПР не очень благоприятный, до конца скорректировать состояние не удается. При отсутствии коррекции ребенок начинает регрессировать.

Дети с ЗПР нуждаются в комплексной помощи психолога, невролога, логопеда-дефектолога. Процесс коррекции длительный, сложный, прерывать его крайне нежелательно. Обязательная часть коррекции ЗПР – медицинская помощь: прием лекарственных препаратов по определенной схеме, физиотерапия, массаж, лечебная физкультура, водолечение. Назначает комплексное лечение детский невролог.

На развитие эмоционально-волевой сферы благотворно влияют арт-терапия, сказкотерапия, игровая терапия, которые проводит психолог. Развитием интеллектуальных способностей – памяти, внимания, мышления, а также речи занимается логопед-дефектолог. Специалисты рекомендуют отдавать детей с тяжелыми формами ЗПР не в обычные детские сады и школы, а профильные – VII вида. Хороший вариант – обучение в коррекционном классе обычной школы, где обучение проходит по определенным принципам:

  • новый материал объясняют ребенку небольшими порциями и многократно повторяют, чтобы он смог хорошо его усвоить;
  • используется большое количество наглядного материала;
  • частая смена различных занятий, чтобы ребенок мог максимально сконцентрироваться и не терял интереса.

Почему в коррекционном классе ребенку будет лучше? Дело в том, что в обычном классе ребенок с ЗПР будет сильно отставать от остальных учеников и страдать от насмешек и статуса неудачника. Будьте готовы к тому, что коррекция займет много времени, но у большинства детей с ЗПР прогноз благоприятный, поэтому нужно верить в успех!

Что делать, если у ребенка ЗПР?

Не отрицайте очевидного. Чем раньше вы обратитесь к специалистам, тем проще будет помочь. Оказывайте ребенку поддержку. Не следует чрезмерно его опекать, но и давать ему полную самостоятельность тоже не стоит. Пока он просто не может сладить с обучением, но все можно исправить. Направляйте, корректируйте его действия, но не берите все на себя.

Если врач прописал лекарства, значит это необходимо. Однако это не означает, что с ребенком не нужно заниматься. Именно занятия с психологом, нейропсихологом и при необходимости логопедом-дефектологом помогут справиться с проблемой. Подберите хороших специалистов. Проще будет найти необходимых педагогов в одном центре. Ребенку необходимы занятия по развитию речи, мелкой моторики, логики. Педагог-психолог будет работать с коммуникативными навыками.

Создайте дома развивающую среду. Обязательно выполняйте задания педагогов.

Лечение ЗПР — процесс не быстрый и не простой. Однако совместными усилиями можно помочь ребенку догнать сверстников.

Шаг 1. Обратитесь к неврологу, которому доверяете. Следуйте его советам.

Шаг 2. Найдите центр по развитию речи, где есть нейропсихолог, логопед, дефектолог.

Шаг 3. Помните: главное – комплексный подход и занятия дома.

Шаг 4. Ищите подходящую школу или класс, где будет осуществляться индивидуальный подход с учетом возможностей вашего ребенка.

Ссылка на основную публикацию
Что такое эхогенность (повышенная, пониженная, средняя, смешанная), или эхографические признаки что
Что значит эхогенность паренхимы печени повышена, средняя или неоднородная? Ультразвуковое исследование печени показывает любые патологические изменения, происходящие в структуре органа....
Что такое селен и почему он важен для организма — Здоровье 24
Применение селена в медицине Массовая доля селена в организме человека составляет 10-5 – 10-7%, что позволяет отнести его к микроэлементам....
Что такое синдром Пириформиса Health Life Media
ПИРИФОРМИС-СИНДРОМ ПИРИФОРМИС-СИНДРОМ (лат.[musculus] piriformis грушевидная мышца; синдром; син. синдром грушевидной мышцы) — симптомокомплекс, возникающий при сочетанном поражении грушевидной мышцы и...
Что такое эхокардиография плода
Экспертная эхокардиография плода (УЗИ сердца плода 18–22 нед.) chevron_right Эстетическая гинекология chevron_right Подготовка к ЭКО chevron_right Сдать анализы в лаборатории...
Adblock detector