Что делать если ребенок стал очень замкнутым Причины и признаки

Аутизм — это не болезнь!

Несмотря на то, что диагноз «аутизм» официально существует, детей (как и взрослых людей) с таким диагнозом в цивилизованном мире не принято считать больными в традиционном смысле слова. Правильнее и этичнее считать аутистов — людьми с нарушениями восприятия и коммуникации с внешним миром. Причем, степень этого нарушения имеет с десяток градаций. И у каждой есть свои специфические симптомы.

Точных причин возникновения аутизма у детей до сих пор не знает никто. Хотя в случае с некоторыми конкретными расстройствами аутистического спектра имеет место доказанная наукой генетическая связь.

Что же представляет из себя аутизм как таковой?

Все довольно просто: практически круглосуточно человеческий мозг (в том числе и детский) получает и обрабатывает информацию. Мы воспринимаем окружающий мир посредством обработки данных, получаемых нашим мозгом от анализаторов — зрительных, слуховых, осязательных и т.п. А затем, обработав эти данные, мы реагируем на них. Таким образом, осуществляется наше восприятие окружающего мира, а также наша коммуникация с ним (реакция на всевозможные раздражители, а также общение с другими людьми).

У аутистов в той или иной степени восприятие окружающего мира нарушено (одни информационные сигналы, которые мы обычно игнорируем, аутисты воспринимают чрезмерно интенсивно; и наоборот – другие, важные для нас посылы извне, они могут вообще не воспринимать как таковые). Соответственно — они иначе, нежели «обычные» люди, реагируют на проявления окружающего мира, а также иначе общаются в рамках социума.

К сожалению, аутизм относится к числу тех заболеваний, которые прогрессирует с каждым годом, о чем красноречиво говорит мировая статистика. 10 лет назад на 1 000 здоровых детей приходился 1 малыш с диагнозом аутизм. Три года назад – статистика выросла от 1 до 150. В наше время один ребенок-аутист приходится на 50 здоровых мальчиков и на 80 здоровых девочек (то есть среди малышей-парней аутизм встречается чаще, чем у маленьких барышень). Тревожная динамика, не так ли?

Косвенные симптомы аутизма у малышей

Прежде чем перечислять симптомы аутизма у детей (а это значит – прежде, чем вы схватитесь за голову в сомнениях – не аутист ли ваш собственный ребенок), следует предупредить: у большинства малышей при внимательном наблюдении за их поведением можно обнаружить один-два-три признака из нижеприведенного списка. Однако:

  • во-первых – они могут носить временный характер (и тогда их нельзя рассматривать как симптомы),
  • во-вторых – они могут быть просто отличительной чертой личности ребенка, которая отнюдь не помешает вырасти малышу общительным и «похожим» на других.

Другими словами – некоторые или даже все скопом признаки аутизма, которые вы найдете в следующем списке, еще не являются основанием для диагностики. Однако, если вы заключите, что вашему малышу свойственны большинство из приведенных поведенческих симптомов – его необходимо показать квалифицированным специалистам. Косвенные признаки аутизма можно разделить на три основных группы:

  1. Социальные симптомы;
  2. Проблемы коммуникации;
  3. Монотонность (стереотипность) поведения.

Социальные симптомы аутизма у детей

  • Малыш предпочитает одиночество обществу других детей или взрослых;
  • Малыш избегает смотреть в глаза (то есть при обращении к нему он смотрит на то, как шевелятся губы или на жестикуляцию рук, но не смотрит прямо в глаза);
  • Обычно дети-аутисты не выносят прикосновений к себе;
  • Ребенок «неадекватно» реагирует на присутствие/ отсутствие мамы (или других родных людей) – либо проявляет чрезмерную «холодность» и незаинтересованность ею, либо наоборот – не может выдержать даже кратковременного расставания;
  • Малыш не копирует поведение взрослых (хотя после года должен бы вести себя как «обезьянка»);
  • Ребенок непредсказуем в своих реакциях на различные раздражители;
  • В качестве игрушек ребенок нередко выбирает «необычные» вещи – например, предметы мебели.

Трудности коммуникации

  • Ребенок демонстрирует задержку речевого развития (мало и неохотно говорит), либо регресс речевых навыков (говорит все меньше и меньше);
  • Малыш не интересуется окружающим миром (обычно в возрасте около 2,5-3 лет у детей наступает «возраст вопросов», когда они превращаются в любопытных «почемучек», однако у большинства ребятишек-аутистов такого периода не наступает никогда);
  • Ребенок редко улыбается вообще и никогда не улыбается в ответ;
  • Ребенок не реагирует на просьбы, не вступает в диалог (либо вступает с большим трудом);
  • Малышу явно не нравится играть с другими детьми или со взрослыми – никакие коллективные игры его не интересуют;
  • Нередко в речи ребенка присутствуют несуществующие слова или он повторяет то, что только что услышал от взрослого (такое явление называется эхолалия);
  • Кроме того, дети-аутисты часто говорят о себе в третьем лице.

Монотонность поведения

  • Малыш безостановочно повторяет одни и те же простые движения;
  • Ребенок либо не способен вовсе к адаптации, либо с огромным трудом приспосабливается к новым условиям жизни (даже появление новых предметов в комнате, или же новой одежды, новой посуды может его пугать и нервировать);
  • Также малыш с трудом «терпит» присутствия в его обществе незнакомых ему людей;
  • Как правило, дети-аутисты демонстрируют строгую приверженность распорядку дня;
  • Малыш крайне избирателен в еде (ест только строго ограниченный набор продуктов или блюд и отказывается от чего-то нового);

Первые симптомы аутизма родители могут обнаружить у детей уже с возраста примерно 1,5-2 лет. Однако опытные и квалифицированные специалисты способны заметить начальные признаки аутизма уже с 3 месяцев. Для разного возраста существуют специальные диагностические тесты, которые помогают медикам более точно определить потенциальную вероятность развития аутизма у ребенка.

Лечение аутизма у детей: где взять «волшебную» таблетку?

Увы, но на сегодняшний день никаких лекарств от аутизма не существует. Фармакологически можно лишь нивелировать некоторые сопутствующие симптомы болезни: например, облегчить бессонницу или снизить агрессивность. Но вылечить аутизм как таковой не способна никакая таблетка, никакой аппарат и никакой прибор. Самый действенный и эффективный способ «излечения» от большинства из аутистических расстройств – постоянное наблюдение и долговременная коррекция. В каждом конкретном случае – по своей особой программе. Чем раньше начать коррекционную работу с малышом-аутистом – тем с большей вероятностью конкретно этот ребенок в будущем сможет адаптироваться во «взрослом» мире.

Коррекционная работа напрямую и очень тесно зависит от специфики диагноза. Ведь за словом аутизм скрыто множество разновидностей отклонения поведения. Диапазон «отклонений» от нормы (говоря научным языком – диапазон расстройств аутистического спектра) – огромный: один аутист может быть умственно-отсталым инвалидом, не способным обслуживать себя, тогда как другой — может быть полноценным членом общества, но немного «странным» по оценке других людей: замкнутым, необщительным и т.п.

В основном успешный результат коррекции аутизма зависит от точной и ранней диагностики, а также от глубины и качества коррекционной работы. Это значит, что никакого универсального метода лечения (а именно – коррекции поведенческих реакций) аутизма у детей не существует в принципе. Каждая методика – практически индивидуальна и представляет собой своего рода паззл, состоящий из точно подобранных упражнений и методик, соответствующих проблематике данного конкретного малыша.

Родителям ребятишек, с тем или иным расстройством аутистического спектра, необходимы в равной степени – и адекватная квалифицированная медицинская помощь, и недюжинная душевная стойкость. А именно: терпение, настойчивость (скорее даже – родительское упрямство) и твердая решимость. Решимость вместе со своей крохой по крупице, по мелочи, но узнать окружающий мир и «подружиться» с ним. Мир, в котором этому ребенку, так или иначе, предстоит жить.

Если у Вас возникли вопросы, либо тревожные мысли о нарушениях в развитии у вашего ребёнка в возрасте до 3-х лет Вы можете получить помощь специалистов Районного центра раннего вмешательства (далее — РЦРВ), который располагается на базе УЗ «4-я ГДКП» после предварительной записи в регистратуре центра по тел. 209-85-94. В РЦРВ УЗ «4-я ГДКП» могут получить помощь семьи, чьи дети относятся к району нашего обслуживания: учреждения здравоохранения Фрунзенского района г. Минска. В каждом районе есть аналогичные Центры.

Также вы можете получить помощь специалистов в УЗ «Городской клинический детский психиатрический диспансер», который располагается по адресу ул. Одинцова 63/2, тел. 315-37-15.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ЗАМКНУТЫЙ, СЛИШКОМ СТЕСНИТЕЛЬНЫЙ ИЛИ НЕОБЩИТЕЛЬНЫЙ?
консультация

Неумение и боязнь налаживать контакты может потом плохо сказаться на взрослой жизни ребёнка, а человечку нужно будет получать профессию, влюбляться, создавать семью, дружить в конце концов…

Скачать:

Вложение Размер
chto_delat_esli_vash_rebenok_zamknutyy_slishkom_stesnitelnyy_ili_neobshchitelnyy.docx 356.92 КБ

Предварительный просмотр:

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ЗАМКНУТЫЙ, СЛИШКОМ СТЕСНИТЕЛЬНЫЙ ИЛИ НЕОБЩИТЕЛЬНЫЙ?

В наше время, когда технический прогресс часто заменяет людям общение в реальной жизни, всё острее встаёт проблема замкнутости у детей. Малыши видят, что их родителям достаточно непродолжительного телефонного разговора, а по вечерам все члены семьи расходятся по своим углам и сидят перед телевизором, с планшетом в руках или за компьютером. Какой вывод делать ребёнку? Верно, подсознательно малыш убеждается, что общение – не такая уж нужная для жизни штука.

Неумение и боязнь налаживать контакты

может потом плохо сказаться на его взрослой

жизни, а человечку нужно будет получать

профессию, влюбляться, создавать семью,

дружить в конце концов…

Кроме того, замкнутый, стеснительный ребёнок очень болезненно реагирует на нестандартные жизненные ситуации. А их, как мы с вами знаем, будет ещё много. Непобежденная в детстве замкнутость часто становится причиной возникновения серьезного комплекса неполноценности.

Задача родителей – помочь замкнутому малышу полюбить окружающий мир. Но что именно нужно делать?

Замкнутость — это не болезнь. Это защитный механизм, с помощью которого ребёнок старается обезопасить свой внутренний мир от опасностей, приходящих из мира внешнего.

Замкнутость очень редко передаётся по наследству, обычно это приобретённая черта характера. Малыш становится закрытым под воздействием внешних факторов – методов воспитания, обстановки в семье, конфликтов в школе или в садике.

Некоторые врачи – неонатологи склонны полагать, что причина замкнутости — следствие недоношенной беременности. Родившихся раньше срока малышей, как известно, изолируют в отдельные реанимационные боксы, и первые дни своей жизни крохи проводят без мамы. Они лишены общения.

Психологи чаще утверждают, что замкнутость формируется в возрасте от 1 года.

Как бы то ни было, рекомендации специалистов едины — закрытые от мира дети нуждаются в нашей с вами помощи.

В первую очередь, родителям нужно научиться отличать замкнутость от застенчивости. Их часто путают. И чрезмерно стеснительные ребята, и замкнутые почти одинаково реагируют на многие факторы:

  • Они с опаской относятся к незнакомым и малознакомым людям.
  • Болезненно воспринимают любые кардинальные перемены в привычном укладе жизни.
  • Они беспокойны, подвержены частой смене настроений.

Так в чём же между ними разница? Застенчивый ребёнок, несмотря ни на что, стремится к общению, и очень переживает, когда оно не складывается. Замкнутый малыш не общается, потому что не знает, как это, зачем и для чего. Он вообще практически не испытывает потребности в общении. Стеснительного ребёнка нужно обучать организации общения, а замкнутого — мотивировать к общению. Пока он сам не захочет вступить в контакт с окружающим миром, сделать это за него не сможет даже армия психологов.

Cтеснительный ребёнок, в отличии от замкнутого, хочет общения и стремится к нему, но переживает, когда что-то складывается не так, как хотелось бы.

Так как распознать замкнутого ребёнка?

  • Ребёнок мало разговаривает или не разговаривает вообще. Если он и изволит к кому-то обратиться словесно, то делает это тихим голосом или вообще шёпотом.
  • Малыш плохо адаптируется к новому коллективу (это может быть детский сад, секция, площадка возле дома, где каждый день играют чужие дети). В таких местах ваше чадо старается держаться в стороне и быть немым наблюдателем.
  • Ребёнок практически не высказывает личного мнения. Предпочитает соглашаться с мнением большинства или вообще воздерживается от оценок.
  • У ребёнка нет друзей или их очень мало, а общение с ними происходит крайне редко.
  • У малыша странное хобби. Или он настойчиво просит завести ему не котёнка или щенка, как это делают остальные дети, а какое-нибудь экзотическое существо — змею, хамелеона, игуану, насекомых.
  • У ребёнка есть трудности в обучении, особенно в тех областях знаний, где требуется применять коммуникативные навыки – устные предметы, творческие кружки.
  • Ребёнок чрезвычайно плаксив. На любую непонятную ситуацию он реагирует горючими слезами.

Замкнутые дети тяжелее адаптируются к новому коллективу.

У замкнутых детей могут наблюдаться проблемы с обучением, так как они не умеют работать в коллективе

У замкнутости есть и проявления на физическом уровне. Такие дети отличаются неглубоким и частым дыханием, мало жестикулируют. Закрытые ребята часто держат руки за спиной или в карманах. Нередко у замкнутых детей болит живот, причем каких-либо серьезных причин медицинского характера для боли нет. И вызванный врач обычно разводит руками: «На нервной почве!».

Так почему же дети становятся замкнутыми?

  • Болезнь. Некоторые заболевания сказываются на психологическом состоянии ребёнка. Часто болеющие дети тоже в группе риска. Они могут стать замкнутыми, потому что много времени проводят дома, не посещают школу или детский сад.
  • Темперамент. Если ваш ребёнок – флегматик, определенная доля замкнутости – его врожденная черта. Тут коррекцией ничего не добьешься.
  • Нехватка общения и внимания. Если ребёнок – единственный в семье или родители уделяют малышу слишком мало времени.
  • Строгость родителей. Завышенные требования подавляют инициативу крохи, он может начать чувствовать себя ненужным, непринятым, и в результате малыш замыкается.
  • Тяжелая психологическая травма. Ребёнок может уйти в добровольную психологическую изоляцию от окружающего мира после сильного стресса. К примеру, он потерял кого-то из членов семьи, родители развелись, близкие болеют или часто громко скандалят прямо при ребёнке.
  • Постоянное недовольство родителей поступками и словами крохи. То он слишком медленно ест, то долго одевается, то громко шумит. Постоянно одергивание делает ребёнка нервным, неуверенным в своих действиях. В результате он может замкнуться.
  • Частные физические наказания, особенно если они несоразмерны проступку и отличаются жесткостью и жестокостью.

Дети, которые часто болеют и оказываются без общения со сверстниками также могут замкнутыми

Определить истинную причину замкнутости ребёнка всегда сложнее тому, кто часто бывает рядом с малышом. Большое, как известно, видится на расстоянии, поэтому родителям имеет смысл обратиться за помощью к психологу. Специалист даст характеристику степени замкнутости карапуза и поможет наладить контакт ребёнка с окружающими, подскажет способы коррекции поведения.

Что делать родителям?

Действовать. Причём незамедлительно.

  • Расширяйте круг общения малыша. Водите его в детский сад, на площадку, в парк, в зоопарк. Туда, где всегда много других детей. Естественно, он не сразу начнет с ними общаться, пусть какое-то время постоит в стороне. Постепенно, если всё происходит без давления, он начнёт принимать участие в общих играх и разговаривать с новыми друзьями.
  • Обеспечивайте ребёнку тактильный контакт. При разговоре с посторонними или находясь в новых, незнакомых ребёнку местах, всегда держите его за руку. Замкнутые дети отчаянно нуждаются в ощущении безопасности. Чаще обнимайте малыша дома. Научитесь делать легкий расслабляющий массаж, и делайте его ребёнку перед сном.
  • Учите ребёнка выражать чувства словами. Если он снова уселся у окна в одиночестве, не игнорируйте это. Обязательно задайте крохе наводящие вопросы: «Тебе грустно?», «Ты грустишь, потому что на улице дождь?», «А когда он закончится, тебе станет веселее?». Предлагайте ребёнку «замещать» негативные эмоции. В период грусти из-за дождливой погоды предложите ему порисовать вместе или посмотреть мультфильмы. Обязательно обсудите с ним то, что вы сделаете.
  • Создавайте ситуации, когда общение необходимо. К примеру, попросите его взять в магазине упаковку конфет и уточнить у кассира её стоимость. Он хочет эти сладости, но вы делаете вид, что не знаете, сколько за них нужно заплатить. Малыш пересилит себя и сумеет задать вопрос незнакомому человеку. Если нет, значит, ребёнок ещё не готов. Не торопите его. Создайте похожую ситуацию через неделю.
  • Читайте ребёнку сказки, в которых много диалогов между героями.
  • В корректирующих играх предпочтение отдайте тем, которые требуют коммуникаций.
  • Чаще спрашивайте мнение ребёнка по тем или иным семейным вопросам: Что приготовить на ужин? Куда пойти в выходные?
  • Приглашайте в дом гостей. Лучше, если это будут ваши знакомые с детьми.

Замкнутому ребёнку стоит почаще читать сказки, в которых есть диалоги героев.

Если ваш ребёнок замкнут, почаще приглашайте гостей в дом, особенно с маленькими детьми.

Замкнутому ребёнку просто необходим тактильный контакт с родителем, особенно в новой обстановке.

Коррекция поведения играми – метод действенный и очень простой и не требует специфических знаний и умений. Лечить ребёнка при помощи игры можно и внутри семьи, и в детском коллективе. Особенно эффективно помогают игры для замкнутых детей дошкольного возраста (5-6 лет). Они довольно быстро корректируют проблемы в общении.

Участников нужно разделить по парам. Каждая «двойка» должна слепить из пластилина несуществующее фантастическое животное. В середине процесса игра останавливаеться и пары участников меняются местами. Теперь их задача – долепить существо, которое задумали другие игроки. По окончании творческого состязания ребята рассказывают, кого они придумали, какой это персонаж, что умеет, что ест, где живёт.

Предложите вашему замкнутому ребёнку разыграть незнакомую ситуацию. К примеру, в вашем дворе приземлилась летающая тарелка. Из неё вышли симпатичные и очень дружелюбные инопланетяне. Они держат в руках большой торт… Вместе с ребёнком по ролям придумайте ваши диалоги с этими пришельцами. Это научит малыша не стесняться разговаривать с незнакомцами.

«Я через много лет»

Эта игра используется психологами и для определения причин замкнутости, и для их устранения. Кроме того, она будет полезна и коммуникабельным детям как средство профилактики психологических нарушений.

Попросите ребёнка нарисовать себя самого, но через много лет. Внимательно посмотрите на картину — по рисунку замкнутого малыша можно многое понять:

  • Если он изображает свою фигуру очень маленькой и при этом не является младшим в семье, это говорит о недостатке внимания и низкой самооценке.
  • Если фигура большая и занимает почти весь лист, ребенок, вероятно, избалован.
  • Если он нарисовал себя и свою семью, но себя чуть вдалеке от других – малыш испытывает одиночество.
  • Если фигурки мелкие, а нажим на карандаш у ребенка сильный, это может быть признаком повышенного уровня тревожности. Кроха не чувствует себя в безопасности, он боится быть открытым.
  • Родителям не стоит отчаиваться и полагать, что выхода нет. Замкнутые и некоммуникабельные дети – не приговор. Это стартовая точка для активных действий.
  • Мама и папа должны каждый день показывать личным примером, что общение — это интересно, познавательно, увлекательно и полезно — помогает решать какие-то проблемы. Они должны демонстрировать всё это замкнутому ребёнку и рассказывать, какие позитивные чувства дарит им общение. Ходите в гости, приглашайте гостей к себе.
  • Торопить «буку» нельзя. Он сам выберет наилучший момент для начала общения с кем-то. Дергать его и подталкивать к этому – путь неверный. Это может вызвать ещё больший уход в себя. Малыш выстроит настоящий железный занавес, поднять который будет очень сложно.
  • Основа успешной коррекции — доброжелательность. Если малыш будет чувствовать её, проблем с преодолением трудностей в общении у него не возникнет.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Даны рекомендации родителям, как помочь детям в игровой форме быстрее запоминать буквы.

Консультация для родителей по проблемам плоскостопия.

Советы родителям, у которых ребенку поставили диагноз «дизартрия».

Стопа ребенка образована хрещями, может легко деформироваться. Плоскостопие считается одним из самых распостраненных заболеваний у детей.По статистике этот диагноз ставится каждому 3ему ребенку. .

Эта презентация для родителей, которые хотели бы узнать как определить у ребенка достаточной ли длины его подъязычная уздечка; что делать, если уздечка короткая; подрезать ее или нет? В презентации пр.

Советы родителям, как поступить в такой ситуации.

Советы родителям по профилактике плоскостопия.

Замкнутость

Замкнутость – это состояние сниженной коммуникативной активности, характеризующееся отказом от межличностного взаимодействия, ориентацией на собственный внутренний мир: мысли, образы, переживания. Замкнутые люди предпочитают проводить время уединенно, избегают больших компаний и публичных выступлений, не проявляют инициативу. Замкнутость бывает устойчивой чертой личности, ситуативной реакцией или симптомом психического заболевания. Для диагностики используется беседа, опросники, проективные тесты. Лечение проводится методами групповой и индивидуальной психотерапии.

  • Общая характеристика

Общая характеристика

Замкнутость характеризует выраженность коммуникативных навыков человека. Она противоположна общительности, часто оценивается как отрицательное качество. Замкнутым людям труднее заводить знакомства, поддерживать дружеские и деловые связи, социализироваться. Дети, имеющие тенденцию к избеганию социальных контактов, часто не успевают освоить школьную программу, интеллектуально отстают от сверстников, более склонны к проявлению агрессии. Основой этого является отрицательное самовосприятие, преувеличение возможных неудач, торможение активности.

Распространено мнение, что малообщительность всегда переживается человеком как серьезная проблема. Однако на практике возможны различные варианты. Замкнутость является поводом для беспокойства, если она возникла вследствие внутреннего противостояния – страха, неуверенности, отсутствия опыта коммуникации. Тогда сохраняется общая ориентированность личности на взаимоотношения, но нет смелости или навыка для того, чтобы стать открытым, общительным.

Другой вариант, когда человек замкнут и ориентирован на внутренний мир – на эмоции, фантазии, идеи. Замкнутость не тяготит его, жизнь интересна, наполнена переживаниями. Про таких людей говорят, что они умеют наслаждаться одиночеством. Они с удовольствием погружаются в чтение книг, просмотр фильмов, компьютерные игры. Многие активно общаются в виртуальном пространстве – на тематических форумах, чатах. Такое взаимодействие не требует эмоциональной включенности, использования невербальных средств (мимики, жестов, интонаций), поэтому более привлекательно для замкнутых личностей.

Отношения между людьми изменчивы, для успешной социализации необходимо проявление как общительности, так и замкнутости. Открытость, разговорчивость помогают устанавливать контакты, реализовываться в профессиональной сфере, неформальных взаимодействиях, таких как дружба. Замкнутость позволяет обратить внимание на внутреннее состояние, оградить себя от неэффективного и неприятного общения, быстрее восстановиться после эмоциональных, стрессовых нагрузок.

Причины замкнутости

Замкнутость бывает выраженной или незначительной, постоянной или периодической. Иногда она становится временной реакцией на определенные события и успешно контролируется человеком, в других случаях проявляется беспрерывно во всех сферах жизни, сочетаясь со страхами, агрессивностью, недоверчивостью. Характеристики необщительности, степень социальной дезадаптации могут быть обусловлены ситуационными факторами, психологическими проблемами или психическими заболеваниями.

Ситуационная замкнутость

У большинства людей замкнутость провоцируется лишь определенными ситуациями. Она является сознательным выбором или возникает бессознательно, но целенаправленно поддерживается человеком, помогает ему функционировать более эффективно – избегать лишнего напряжения, неприятных эмоций. Умение время от времени ограничивать общительность – признак пластичности, гибкости психики. Возможные причины ситуационной замкнутости:

  • Отсутствие собеседников. Человек может казаться замкнутым в малознакомой или незнакомой компании. Его молчаливость объясняется тем, что еще не установлен необходимый уровень доверия к людям, нет четкого понимания специфики беседы. Наблюдение за происходящим происходит активнее, чем непосредственно разговор.
  • Отсутствие заинтересованности беседой. Закрытость может возникать при недостаточном интересе к содержанию разговора, его участникам или к ситуации целиком. Человек становится молчаливым, когда беседа скучна, непонятна либо участие в ней вызывает неприязнь. Отстраненность позволяет сэкономить силы, сохранить положительный эмоциональный настрой.
  • Подавленное эмоциональное состояние. В состоянии печали, грусти, апатии человек не испытывает желания разговаривать. Причины разнообразны – жизненные неудачи, накопившееся напряжение, ежедневные стрессовые нагрузки. Как только настроение повышается, возвращается прежняя общительность.
  • Усталость. Межличностное взаимодействие – это всегда процесс обмена информацией, эмоциями. Если человек устает, то энергии, необходимой для поддержания разговора, недостаточно. Возникает потребность отдохнуть, восстановить силы. Примером может служить молчаливость после рабочего дня, особенно у людей, чья профессия связана с общением.
  • Увлеченность мыслями. Иногда снижение интереса к окружающему становится результатом интенсивной мыслительной работы. При этом внимание сфокусировано на идее, проблеме, воспоминаниях. Поглощенность внутренней работой проявляется как отстраненность, закрытость, рассеянность. Пример – ученый, разрабатывающий новую теорию.
  • Ролевое поведение. Некоторые ситуации требуют проявления сдержанности и скромности, демонстрации послушания, готовности к подчинению. Образ замкнутого человека является социальной ролью, исполнение которой наиболее выгодно в имеющихся условиях. Так, скрытным становится ребенок, чьи родители часто ругаются, проявляя агрессию. «Тихое» поведение позволяет ему оставаться незаметным.

Психологические факторы замкнутости

Малообщительность, застенчивость, скрытность могут быть не ситуационными реакциями, а стойкими чертами характера, проявляющимися в некомфортных ситуациях либо ежедневно. Причины такого поведения кроются в предыдущем опыте, то есть объясняются типом воспитания, условиями обучения и профессиональной деятельности, произошедшими психотравмирующими ситуациями. Замкнутость как черта личности может быть спровоцирована следующими факторами:

  • Низкие коммуникативные навыки. Закрытость, малообщительность могут базироваться на недостаточно развитом навыке межличностных взаимодействий. Распространенные причины – частые болезни, долгое стационарное лечение; физические дефекты, препятствующие установлению отношений; отказ от посещения ребенком детского сада, школы. В этих случаях человек замкнут, потому что не имеет опыта позитивной коммуникации.
  • Страх общения. Причины данной фобии – неуверенность, неустойчивая самооценка. Человек принижает собственные качества, не верит, что может нравиться людям, быть интересным. Он боится возможных негативных последствий общения – конфликтов, критики, осуждения или осмеяния – поэтому предпочитает оставаться незамеченным, не проявляет инициативу.
  • Негативный опыт отношений. Стремление остаться в одиночестве может проявляться как защитная реакция психики. Отгороженность часто развивается после травмирующих отношений, позволяет избежать повторного предательства, разочарования, переживания стыда или унижения. Например, замкнутым становится подросток после конфликтной ситуации с группой сверстников или женщина после супружеской измены.
  • Особенности воспитания. Замкнутые дети вырастают в семьях, где родители не развивают общительность и эмоциональность ребенка. Причины – высокая занятость на работе, отсутствие времени для совместных занятий, эмоциональная холодность матери. Еще один вариант деструктивного воспитания – частое проявление родительской агрессии. Ребенок постоянно испытывает страх, замыкается с целью защиты.
  • Свойства темперамента. Иногда, несмотря на общительность родителей и позитивный опыт дружбы, человек с детства остается молчаливым. Это обусловлено особенностями его темперамента, а именно – свойствами высшей нервной деятельности. Людям с малой подвижностью нервных процессов – флегматикам, меланхоликам – трудно привыкать к новому окружению, деятельности, обстановке. Поэтому они предпочитают одиночество или общение в узком кругу друзей.

Замкнутость – симптом болезни

Стойкая тенденция к отчуждению от взаимодействия с людьми – проявление психического расстройства. Замкнутость основывается на подавленном эмоциональном состоянии, выраженной тревожности, страхах, бредовых идеях преследования. Часто больные социально дезадаптированы – не ходят на работу, не имеют друзей, отгораживаются от членов семьи. Малообщительность, скрытность характерны для следующих заболеваний:

  • Депрессия. При депрессивных расстройствах снижается эмоциональный фон, ослабевают мотивационно-волевые функции. Больные чувствуют постоянную грусть, теряют интерес ко всем сферам жизни, включая общение. Большую часть времени они проводят уединенно, межличностные контакты тягостны, быстро истощают. При тяжелой апатической депрессии речь может отсутствовать совсем.
  • Социопатия. Антисоциальное личностное расстройство – патологическое изменение характера, характеризующееся игнорированием социальных норм, отсутствием привязанностей, склонностью к агрессии и противоправным действиям. Причины неразговорчивости социопатов – подозрительность, озлобленность, мизантропия. Из-за отсутствия симпатий и близких отношений возможно нанесение вреда окружающим.
  • Шизоидная психопатия. При данном характерологическом расстройстве люди становятся замкнутыми, нелюдимыми, ориентированными на внутренние переживания. Одиночество не пугает их, присутствует увлеченность собственными мыслями, идеями, образами. Поведение отличается оригинальностью, чудаковатостью. Типична творческая направленность личности – рисование картин, создание музыки, необычной одежды.
  • Тревожное расстройство личности. Заболевание проявляется заниженной самооценкой, постоянным беспокойством, стремлением к социальной замкнутости. Больные чрезвычайно чувствительны к мнению окружающих, недооценивают свое умение общаться, поэтому избегают контактов. Причины замкнутости – боязнь отвержения, осуждения, унижения со стороны окружающих. Расстройство формируется в возрасте 16-24 лет, часто провоцируется травматическим опытом общения со сверстниками, высокими требованиями родителей в детстве, подростничестве.
  • Аутизм. Заболевание возникает вследствие нарушений развития головного мозга, проявляется отсутствием потребности в социальном взаимодействии, специфическими отклонениями речевого развития и поведения. Основные симптомы – стремление уйти от контакта, экстремальное одиночество, стереотипные движения и действия. Возможно полное отсутствие речи, погружение в мир собственных переживаний, непонятных окружающим. Больные могут неадекватно реагировать на внешние раздражители, на попытки начать разговор.
  • Шизофрения. Это психическое расстройство относится к эндогенным – развивается вследствие определенных внутренних изменений мозга. Причины замкнутости больных – изменение личности, искажение мышления. Происходит разрушение целостного образа «Я», ослабевают интересы и побуждения, нарастает аутизация – уход от внешних контактов к внутренним образам, чувствам, рассуждениям. Нарушения мышления могут включать бред – идеи о том, что окружающие хотят причинить вред. Это также становится основой скрытности.
  • Бредовое расстройство. Причины заболевания могут различаться, ключевой признак – наличие систематизированного бреда, лишенного причудливости. Больные становятся молчаливыми, замкнутыми, если такое поведение соответствует тематике их расстройства. Так, при бреде преследования они целыми днями сидят дома, закрывают двери, никого не впускают, ни с кем не разговаривают.

Обследование

Легкие формы замкнутости не требуют специального лечения и диагностики, обычно успешно компенсируются волевыми усилиями и организацией подходящих условий жизни. Психологическое обследование или осмотр психиатра необходимы в случаях, когда скрытность человека всерьез препятствует его социализации: посещению учебного заведения, места работы, официальных и неофициальных встреч. Для определения выраженности застенчивости и ее причины используется группа методов:

  • Клиническая беседа. При опросе пациенты отвечают коротко, односложно. Их речь лишена эмоционального компонента либо в ней преобладает тревожность, негативное отношение к обследованию. Тяжелые психические расстройства могут сопровождаться полной неспособностью устанавливать контакт, выстраивать диалог. Тогда получение клинической информации оказывается невозможным без участия родственников или других сопровождающих лиц.
  • Наблюдение. Замкнутость выражается поведением пациента – его позой, жестами, мимикой. Характерна скованность движений, общее физическое напряжение. Поза часто «закрытая»: скрещенные на груди или на области живота руки, одна нога лежит на другой (закрыта область таза). Часто как «щит» больные используют сумку, папку с бумагами. Большинство из них во время беседы отводит взгляд вниз или в сторону, визуальный контакт устанавливают редко. Эмоциональные реакции внешне проявляются очень слабо или вообще отсутствуют.
  • Психодиагностические опросники. Используются специальные тесты: «Оценка уровня общительности» В. Ф. Ряховского, методика диагностики коммуникативной установки В. В. Бойко, «Личностный дифференциал» (НИИ им. Бехтерева). Результаты позволяют оценить навыки общения, установить причины скрытности и неразговорчивости, помогают отличить ситуационную замкнутость от психологической, патологической.
  • Проективные методики. Рисуночные методы и тесты интерпретации ситуаций применяются для выявления легких форм расстройств коммуникативной сферы, которые не определяются с помощью беседы или наблюдения. Полученные данные указывают на отчужденность, предпочитаемую роль человека в группе (участник, сторонний наблюдатель). Дополнительно устанавливается наличие застенчивости, низкой самооценки, агрессивности.

Лечение

Замкнутость, препятствующая социализации человека и снижающая качество жизни, требует коррекции. При тяжелых психических заболеваниях восстановление коммуникативной функции возможно только при комплексном лечении, включающем медикаментозную терапию, психотерапию, реабилитацию. Если трудности общения связаны с характерологическими расстройствами или психологическими проблемами, хороший эффект дает симптоматическая помощь, представленная индивидуальной психотерапией, групповыми тренингами, целенаправленным созданием условий, требующих поддержания беседы.

Индивидуальная психотерапия

Индивидуальные сеансы позволяют получить опыт позитивной коммуникации. Они необходимы на начальных этапах лечения – психотерапевт создает наиболее оптимальные условия для межличностного контакта, помогает пациенту раскрыться, перебороть страх, почувствовать одобрение, поддержку. После установления доверительных отношений разрабатывается план переноса полученного позитивного опыта в ситуации общения с другим человеком или группой лиц. Также на сеансах индивидуальной терапии проводится обучение аутотренингу, навыкам визуализации, расслабления, позитивного мышления.

Групповые тренинги

Групповая психотерапия является наиболее эффективным методом борьбы с застенчивостью и замкнутостью. Для развития общительности проводятся коммуникативные тренинги, где пациенты проигрывают ситуации различного взаимодействия – конфликтного, дружеского, официального. Обратная связь после занятия позволяет поделиться чувствами, узнать о переживаниях других участников. Дополнительными методами работы являются сеансы арт-терапии, танцевальной терапии и других аналогичных направлений, ориентированных на развитие навыка самопринятия, освоение невербальных способов общения.

Коррекция образа жизни

Для самостоятельной работы пациентам рекомендуется целенаправленно создавать ситуации коммуникации – посещать семейные ужины, культурные мероприятия, встречи с друзьями. Стоит найти работу, требующую ежедневного контакта с разными людьми, тогда ситуации вынужденных бесед сформируют коммуникативный навык и стремление к общению. На начальном этапе, возможно, потребуется параллельная работа с психотерапевтом, использование методов релаксации, снижающих неуверенность или нежелание контактировать с окружающими.

Читайте также:  Алкогольная эпилепсия – симптомы перед приступом, причины и какие последствия
Ссылка на основную публикацию
Что вызывает эпилепсию у детей, взрослых, самопровокация приступов
Эпилепсия может исчезнуть с возрастом? Мифы и правда о «лунной» болезни По количеству мифов и слухов она не знает себе...
Чрезмыщелковый перелом плеча со смещением; Архив — Протоколы диагностики и лечения Министерства здра
ТАКТИКА ЛЕЧЕНИЯ НАДМЫЩЕЛКОВЫХ И ЧРЕЗМЫЩЕЛКОВЫЙ ПЕРЕЛОМОВ У ДЕТЕЙ Posted April 27th, 2012 by renat & filed under Вестник КазНМУ, Педиатрия,...
ЧСС — показатель нормальной работы серцда
Таблица норм пульса по возрасту и причины отклонения ЧСС в большую и меньшую стороны Ч астота сердечных сокращений — это...
Что выпить перед употреблением алкоголя чтобы не было похмелья
Как избежать постинтоксикационного состояния? Что такое похмельный синдром, знает почти каждый. Алкогольная интоксикация отражается как на физическом, так и на...
Adblock detector