Черепно-мозговые нервы, 12 пар черепных нервов в таблице

Медицина мира

Список нервов

I пара — обонятельный нерв (лат. nervus olfactorius)

II пара — зрительный нерв (лат. nervus opticus)

III пара — глазодвигательный нерв (лат. nervus oculomotorius)

IV пара — блоковый нерв (лат. nervus trochlearis)

V пара — тройничный нерв (лат. nervus trigeminus)

VI пара — отводящий нерв (лат. nervus abducens)

VII пара — лицевой нерв (лат. nervus facialis)

VIII пара — преддверно-улитковый нерв (лат. nervus vestibulocochlearis)

IX пара — языкоглоточный нерв (лат. nervus glossopharyngeus)

Х пара — блуждающий нерв (лат. nervus vagus)

XI пара — добавочный нерв (лат. nervus accessorius)

XII пара — подъязычный нерв (лат. nervus hypoglossus)

Мнемонические правила

• Онегин Знал, Где Была Татьяна, Он Любил Слушать Язык Бесконечно Дорогой Подруги.

• Онегин Знал, Где Была Татьяна, Он Летел Пулей, Язык Болтался До Пояса.

• Для запоминания пары черепномозговых нервов на латинском языке: Об Орясину Осёл Топорище Точит, А Факир , Выгнав Гостей , Выть Акулой Хочет.

• Нюхай, зри, глазами двигай, Блок тройничный отводи, Лицо, слух, язык и глотку. Понапрасну не блуди. Добавляй под языки.

• Я обонял, я зрил,я глазом двигал, и блок тройничный отводил. Лицом и слухом, и языкоглоткой, блуждая, шел добавочной походкой, под языком все нервы находил.

Развитие черепных нервов в эмбриогенезе

Обонятельные и зрительные нервы развиваются из выпячиваний переднего мозгового пузыря и состоят из аксонов нейронов, которые располагаются в слизистой оболочке полости носа (орган обоняния) или в сетчатке глаза. Остальные чувствительные нервы образуются путем выселения из формирующегося головного мозга молодых нервных клеток, отростки которых образуют чувствительные нервы или чувствительные (афферентные) волокна смешанных нервов. Двигательные черепные нервы сформировались из двигательных (эфферентных) нервных волокон, являющихся отростками клеток двигательных ядер, залегающих в стволе головного мозга. Формирование черепных нервов в филогенезе связано с развитием висцеральных дуг и их производных, органов чувств и редукцией сомитов области головы.

Читайте также:  Боль в бедре и ягодицах диагностировать и устранить

(Сомит (первичный сегмент, спинной сегмент; от др.-греч. soma — «тело») — парное метамерное образование у зародышей некоторых беспозвоночных (кольчатые черви, насекомые) и всех хордовых животных (в том числе человека).)

Места выхода черепных нервов из мозга

Про I (обонятельный) нерв нельзя сказать, что он «выходит» из мозга, так как он несет только афферентную (чувствительную) информацию. Обонятельный нерв является собранными в обонятельные нити отростками обонятельных клеток слизистой оболочки полости носа. Обонятельные нити через отверстия решетчатой пластинки решетчатой кости достигают обонятельной луковицы.

Про II (зрительный) нерв также нельзя сказать, что он «выходит» из мозга, по той же причине. Он берёт начало из диска зрительного нерва, расположенного на заднем полюсе глаза. Зрительный нерв проходит в полость черепа через зрительный канал, образованный малым крылом клиновидной кости. В полости черепа зрительные нервы обоих глаз образуют перекрест (хиазму), причем перекрещивается только часть волокон. Дальше пути волокон называются уже «зрительным трактом».

III (глазодвигательный) нерв выходит с вентральной («лицевой») стороны ствола рядом с межножковой ямкой (fossa interpeduncularis).

IV (блоковый) нерв — единственный, выходящий с дорсальной («спинной») стороны ствола, от верхнего края ромбовидной ямки, загибаясь, выходит на вентральную сторону из-под ножек мозга.

V (тройничный) нерв выходит с вентральной стороны варолиева моста.

Нервы с VI по VIII выходят также на вентральной стороне ствола мозга между продолговатым мозгом и мостом, от краев к центру подряд, причем VII и VIII лежат близко друг к другу на «углу» продолговатого мозга, а VI (отводящий) — на уровне переднебоковой борозды.

Нервы с IX по XII выходят из продолговатого мозга на вентральной стороне. Несколько особняком стоит XI (добавочный) нерв — он объединяет в себе, кроме головной части, некоторые корешки спинного мозга. Нервы с IX по XI выходят с латеральной поверхности продолговатого мозга, снизу вверх подряд.

XII (подъязычный) нерв выходит из переднебоковой борозды (лат. sulcus ventrolateralis).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Несколько мнемонических правил

Каждый учитель заботится о более полном усвоении курса. Лучше всего, конечно, этому помогают образный, эмоциональный рассказ и ясная логика повествования, положительный эмоциональный настрой учеников на уроке, хорошая мотивация к изучению предмета. Хорошо «работают» и опорные схемы. Но в курсе биологии учитель периодически сталкивается с материалом, рассчитанным исключительно на «зубрежу». Логики в таком материале почти нет, образно представить практически невозможно, а знать его необходимо.
В таких случаях я использую простые, самостоятельно разработанные мнемонические приемы, некоторые из которых хочу предложить вниманию коллег.

Типы цветков семейства Сложноцветные

Удобнее, по-моему, давать ученикам все типы цветков этого семейства, включая двугубый. Тогда проще показать происхождение ложноязычкового цветка и сразу указать на большое разнообразие сложноцветных, наличие в семействе древесных форм и т.д. Но названия цветков ребята запоминают плохо. А стоит название напомнить – и они без труда изображают схему цветка, пишут его формулу, рисуют диаграмму. Здесь может помочь такой простой стишок:

Читайте также:  Бронхоспазм у детей cимптомы и лечение, чем снять, препараты и неотложная помощь

(Чтоб мне запомнились эти цветки,)*
Я дам тебе венчика лепестки.

Слова второй строчки начинаются на те же буквы, что и названия типов цветка: язычковый, двугубый, трубчатый, воронковидный, ложноязычковый.

Ранги таксонов у растений

Не помню ни одного ученика, даже среди отличников, который бы выучил названия таксонов у растений в правильной последовательности без мнемоники. Стишок в данном случае такой:

Цирк, огромный купол пестрый
Словно радугу вознес (ты).

То есть: царство, отдел, класс, порядок, семейство, род, вид.

Названия 20 аминокислот

Этот материал важен для учеников, особо интересующихся биологией. Если расположить аминокислоты в соответствии с химическими свойствами радикалов, почти так, как это сделано в учебнике: «Биологическая химия для медицинских вузов» (Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф., 1990), то их названия запоминаются таким описанием осеннего пейзажа:

Алый вальс. Летит из лога
Медь прощаний, трав финал.
Глина серая, тревога,
Церемонность, тишина.
Аспидные глуби листопада
(Падают в) гигантские аркады.

То есть: аланин, валин, лейцин, изолейцин, метионин, пролин, триптофан, фенилаланин, глицин, серин, треонин, цистеин, тирозин, аспарагин и аспарагиновая кислота, глутамин и глутаминовая кислота, лизин, гистидин, аргинин.

В этом стишке есть еще указание на количество CH2-групп в лизине и аргинине. В лизине таких групп 4 – слогов в слове «листопада» тоже 4. В аргинине 3 СН2-группы – как и слогов в слове «аркады».

Черепно-мозговые нервы

Знание их может пригодиться и не биологу. В аннотациях к лекарствам мне приходилось видеть лишь номер той или иной пары нервов. «Перевести» такой номер в название сложно, а при выборе лекарства подобная информация важна. Мнемонический прием в данном случае следующий:

Охранять здоровье граждан,
(Их) болезненное тело,
Облегчать людскую стражду –
Явно благостное дело.

То есть, начиная с первой пары нервов: обонятельный (I), зрительный (II), глазодвигательный (III), блоковый (IV), тройничный (V), отводящий (VI), лицевой (VII), слуховой, или стриопаллидарный (VIII), языкоглоточный (IX), блуждающий (X), добавочный (XI). Остается запомнить только подъязычный – XII пара нервов.

Комплементарность азотистых оснований

Мнемонические приемы могут быть и более простыми, но при этом оставаться эффективными. Так, в начале курса молекулярной биологии ученики путаются в комплементарности азотистых оснований. Я предлагаю им простые и заведомо нелепые словосочетания (чем нелепее, тем лучше запоминается). Например: глупый цыпленок – пара Г–Ц или тревожный аллигатор – пара А–Т.

Разумеется, мнемонические приемы такого рода не являются панацеей. Некоторым детям (по наблюдениям, 20–30%) трудно запомнить даже такие короткие стишки. Поэтому использование мнемоники должно быть добровольным. Иначе будет только отторжение или курьезы (вместо: «Цирк, огромный купол пестрый. » – я получал: «Цирк сгорел, а клоуны остались»).

Иногда у учеников вызывает отторжение не сам метод, а конкретный прием. Действительно, предложенные выше стихотворения лишены художественности. Можно предложить придумать более совершенное произведение самим ученикам. Обычно это у них не получается, но повторяя попытки, ребята в конце концов запоминают и сам материал.

Вероятно, такими приемами пользуются многие учителя. Хотелось бы познакомиться с их разработками на страницах «Биологии».

* Здесь и далее в скобки заключены строки и слова мнемонического приема, которые не служат для обозначения термина или названия, а использованы только для благозвучия.

Любовь, экзамен и либидО

Поразив ноздри шлейфом духов —
нервов самую первую пару* —
чиф подумал: вдруг это недаром,
мою мать — превращу ка в свекровь!
Образец идеальных фигур:
шестьдесят, пару раз -девяносто —
номер два нервов** видит -всё просто,
где гламур, там витает Амур.
Тут протоки слюнные желёз
взволновали секретом всю глотку,
впечатлившись ногами в колготках.
Но — Экзамен! Билет. Началось!
Свой достигший уют организм,
утомив беспробудным ученьем,
стрессом тронут с подъёмом давленья
был доцент, слова не проронив.
Но восьмая вся пара (ушей)***,
звуки девы приняв на анализ,
поняла, что надстройка — не базис,
и прогнала скульптуру.Взашей.
Чиф-доцент был умён, да не мудр,
и лирической встречи промашка
осушила слюну промокашкой,
исключив счастье тел среди утр.
Мысли предали! Довели до.
вздоха дна всех желудочков** мозга,
отрицая его зрелый возраст:
не хотят они знать либидО.

* — номер черепно мозговых нервов, здесь — обонятельный
** — зрительный нерв
*** — слуховой нерв
**** — дно 4-го желудочка мозга — дыхательный центр
26.12.06

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2020. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Ссылка на основную публикацию
Через сколько дней делать тест на беременность можно после полового акта
Через сколько дней после зачатия покажет тест беременность Самый проверенный способ выявления беременности – это сдать анализ крови. Уровень в...
Чем снять боль в желудке при гастрите
Симптомы и купирование приступа гастрита Нередко заболевание желудочно-кишечного тракта склонно к рецидиву, а недуг из хронической формы перетекает в острую....
Чем снять отек после удара
Что делать при ушибе носа и как быстро снять отек и вылечить опухоль Ушиб носа — повреждение, требующее мгновенной реакции,...
Через сколько дней задержки тест покажет беременность
Беременность под сомнением: может ли обмануть тест? Определить беременность на ранних сроках для современной женщины не проблема. В любой аптеке...
Adblock detector