Чем может помочь дефектолог ребенку с ЗПР

Особенности психофизического развития у детей с ЗПР

Задержка психического развития – это такое нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребёнок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов.

Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания , который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории.

Психофизический инфантилизм представляет собой запаздывание темпа физического и психического развития личности, выражающееся в незрелости эмоционально-волевой сферы, влияющей на поведение ребенка и его социальную адаптацию. Дети по росту и физическому развитию отстают от своих сверстников на 1,5–2 года, для них характерны живая мимика, выразительная жестикуляция, быстрые, порывистые движения.

На первый план выступают неутомимость в игре и быстрая утомляемость при выполнении практических заданий, требующих удержания сосредоточенного внимания довольно продолжительное время (рисование, счет, чтение, письмо). При полноценном интеллекте отмечаются недостаточно выраженный интерес к занятиям по письму, чтению, счету.[14]

Детям свойственны слабая способность к умственному напряжению, повышенная подражательность, внушаемость. Однако к 6–7 годам ребенок уже достаточно хорошо понимает и регулирует свое поведение в зависимости от необходимости выполнить ту или иную работу.

Дети с инфантильными чертами поведения несамостоятельны и некритичны к своему поведению. На уроках «выключаются» и не выполняют задания. Могут плакать по пустякам, но быстро успокаиваются при переключении внимания на игру или на что-то, доставляющее им удовольствие. Любят фантазировать, заменяя и вытесняя своими вымыслами неприятные для них жизненные ситуации.[15]

Описанные особенности поведения детей с ЗПР при недостаточном знакомстве с ними (например при одноразовом посещении урока) могут создать впечатление, что к ним вполне применимы все условия и требования обучения, предусмотренные для учеников общеобразовательной школы. Однако комплексное (клиническое и психолого-педагогическое) изучение учащихся данной категории показывает, что это далеко не так.

Их психофизиологические особенности, своеобразие познавательной деятельности и поведения приводят к тому, что содержание и методы обучения, темп работы и требования общеобразовательной школы оказываются для них непосильными.

Рабочее состояние детей с ЗПР, во время которого они способны усвоить учебный материал и правильно решить те или иные задачи, кратковременно. Как отмечают учителя, нередко дети способны работать на уроке всего 15 – 20 минут, а затем наступает утомление и истощение, интерес к занятиям пропадает, работа прекращается.[16]

В состоянии утомления у них резко снижается внимание, возникают импульсивные, необдуманные действия, в работах появляется множество ошибок и исправлений. У некоторых детей собственное бессилие вызывает раздражение, другие категорически отказываются работать, особенно если требуется усвоить новый учебный материал.

Этот небольшой объем знаний, который детям удается приобрести в период нормальной работоспособности, как бы повисает в воздухе, не связывается с последующим материалом, недостаточно закрепляется. Знания во многих случаях остаются неполными, отрывистыми, не систематизируются.

Вслед за этим у детей развивается крайняя неуверенность в своих силах, неудовлетворенность учебной деятельностью. В самостоятельной работе дети теряются, начинают нервничать и тогда не могут выполнить даже элементарных заданий. Резко выраженное утомление возникает после занятий, требующих интенсивного умственного выражения.[17]

В целом дети с ЗПР тяготеют к механической работе, не требующей умственных усилий: заполнение готовых форм, изготовление несложных поделок, составление задач по образцу с изменением лишь предметных и числовых данных. Они тяжело переключаются с одного вида деятельности на другой: выполнив пример на деление, нередко осуществляют эту же операцию и в следующем задании, хотя оно на умножение. Однообразные действия, не механические, а связанные с умственным напряжением, также быстро утомляют учащихся.

В возрасте 7–8 лет такие учащиеся тяжело входят в рабочий режим урока. Долгое время урок для них остается игрой, поэтому они могут вскочить, пройтись по классу, поговорить с товарищами, что-то выкрикнуть, задавать вопросы, не относящиеся к уроку, без конца переспрашивать учителя. Утомляясь, дети начинают вести себя по-разному: одни становятся вялыми и пассивными, ложатся на парту, бесцельно смотрят в окно, притихают, не досаждают учителю, но и не работают.[18]

В свободное время стремятся уединиться, спрятаться от товарищей. У других, наоборот, возникает повышенная возбудимость, расторможенность, двигательное беспокойство. Они постоянно что-то вертят в руках, теребят пуговицы на своем костюме, играют разными предметами. Эти дети, как правило, очень обидчивы и вспыльчивы, часто без достаточных оснований могут нагрубить, обидеть товарища, порой становятся жестокими.

Для вывода детей из таких состояний требуется время, особые методы и большой такт со стороны учителя.

Осознавая свои затруднения в учебе, некоторые учащиеся пытаются самоутверждаться собственными путями: подчиняют себе более слабых физически товарищей, командуют ими, заставляют выполнять за себя неприятную работу (уборка в спальне, в классе), показывают свое «геройство», совершая рискованные поступки (прыгают с высоты, влезают по опасной лестнице и др.); могут сказать неправду, например, похвастаться какими-либо поступками, которые они не совершали.[19]

В то же время эти дети обычно чувствительны к несправедливым обвинениям, остро на них реагируют, с трудом успокаиваются. Физически более слабые школьники легко подчиняются «авторитетам» и могут поддерживать своих «вожаков» даже тогда, когда те явно не правы.

Неправильное поведение, проявляющееся у младших школьников в сравнительно безобидных поступках, может перерасти в стойкие черты характера, если своевременно не принять соответствующих воспитательных мер.

В связи с повышенной утомляемостью учащихся с ЗПР на общеобразовательных уроках особое значение имеет вопрос об использовании уроков физической культуры, утренней гигиенической гимнастики, физкультминуток во время уроков в классе, а также физкультурных мероприятий на больших переменах с целью повышения умственной и физической работоспособности аномальных детей.[20]

Физическая культура имеет большие возможности для коррекции недостатков и совершенствования моторики детей с ЗПР. Большое число физических упражнений и вариативность их выполнения позволяет производить подбор наиболее целесообразных сочетаний упражнений для каждого отдельного случая.

Несовершенная, недоразвитая моторика детей с ЗПР не только существенно затрудняет обучение их двигательным действиям, но и тормозит дальнейшее развитие детей. Как отличается в работах ряда авторов, от состояния моторики в значительной мере зависит и психическое развитие ребенка. А.Н.Леонтьев в работе, посвященной исследованию влияния нарушенных двигательных функций на психику человека, подчеркивает, что психика не просто «проявляется в движении, в известном смысле движения формирует психику».

Ведь именно движение осуществляет непосредственную связь человека с окружающим миром, которая лежит в основе развития его психических процессов.

Физиологической основой коррекции недостатков развития аномальных детей признается компенсация, то есть замещение патологически нарушенных функций центральной нервной системы новыми нервными механизмами сущность процессов, лежащих в основе компенсации раскрывается на основании учения И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, Е.М.Веденского и их учеников по рефлекторной деятельности нервной системы.

Образование новых нервных механизмов возможно благодаря огромной пластичности мозга человека и функциональной многозначности нервных центров за счет условно-рефлекторных связей.[21] Высокую пластичность центральной нервной системы постоянно отмечал И.П.Павлов, указывая, что главнейшее, сильнейшее и постоянно остающееся впечатление от изучения высшей нервной деятельности – это чрезвычайная ее пластичность, ее огромные возможности и что ничего не остается неподвижным, неподатливым, а все всегда может быть достигнуто, изменяется к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия.

Читайте также:  Сгусток крови при беременности причины

Коррекция недостатков развития детей с ЗПР в процессе физического воспитания осуществляется путем воздействия на ребенка с целью улучшения общего состояния здоровья и поднятия всех функциональных возможностей организма, с одной стороны, и избирательного воздействия с целью исправления и развития пораженной функции и органа, с другой стороны. Занятия физической культурой, наряду с общеразвивающим и оздоровляющим воздействием, оказывают влияние на развитие или исправление отдельных движений, а также исправление деформаций и отклонений в формах тела.

Научными исследования и практикой работы по физическому воспитанию доказано, что при помощи специальных физических упражнений можно изменять формы тела человека. Имеется ряд работ посвященных вопросам исправления деформаций и различных отклонений в формах тела при помощи физических упражнений (В.В.Гориневский, С.М.Иванов, В.К.Крамаренко, В.К.Стасенков и др.). В свою очередь, развитие произвольных движений индивида, а также их восстановление после патологических нарушений зависит от характера двигательной деятельности (А.Н.Леонтьев, Л.В.Запорожец, А.Р.Лурия и др.).

Из этого следует, что для коррекции недостатков и совершенствования моторики учеников с ЗПР необходимо обеспечить такой характер их двигательной деятельности в учебе, труде и в игре, при котором постоянно оказывалось бы коррекционно-развивающее воздействие на учащегося с учетом их двигательных расстройств.

На основании всего изложенного можно отметить ряд специфических особенностей в вопросе физического воспитания детей с ЗПР.[22]

Итак, психофизический инфантилизм представляет собой запаздывание темпа физического и психического развития личности, выражающееся в незрелости эмоционально-волевой сферы, влияющей на поведение ребенка и его социальную адаптацию. Дети по росту и физическому развитию отстают от своих сверстников на 1,5–2 года, для них характерны живая мимика, выразительная жестикуляция, быстрые, порывистые движения. Их психофизиологические особенности, своеобразие познавательной деятельности и поведения приводят к тому, что содержание и методы обучения, темп работы и требования общеобразовательной школы оказываются для них непосильными.

О самом важном. Педагог-дефектолог размышляет о развитии детей

В середине мая в Челябинске, в «Областном центре диагностики и консультирования» состоялся областной конкурс профессионального мастерства «Учитель-дефектолог года», направленный на поддержку инновационных разработок в области работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В конкурсе приняли участие 14 специалистов, десять из них вышли в финал. В рамках конкурсных испытаний они продемонстрировали мастерство проведения коррекционно-развивающих занятий, умение вести дискуссию, общую культуру и эрудицию. Семнадцатого мая состоялась церемония награждения призеров и победителя. Нам, копейчанам, приятно, что абсолютным победителем первого в области конкурса такого ранга стала учитель-дефектолог детского сада №15 КГО Ирина Вишнякова.

Вишнякова Ирина Владимировна родилась в городе Коркино. По первому образованию – учитель начальных классов, преподаватель ИЗО. В 2010 году окончила факультет коррекционной педагогики по специальности «дошкольная педагогика и психология», специалист по работе с детьми с ОВЗ. В Копейске проживает с 2001 года, работала в школе преподавателем ИЗО, затем в детском саду №53 коррекционным воспитателем, с 2013 года – в детском саду №15 специалистом-дефектологом. Замужем, имеет двух взрослых сыновей.

Кто они – особые дети?

— Ирина Владимировна, некоторые родители, к своему счастью, даже не знают, для чего нужен дефектолог в детском саду. Другим же приходится соприкоснуться с данным специалистом. В чем заключается работа дефектолога в детском саду? Каковые его функции?

— Дефектолог – это специалист, который работает с особыми детьми: имеющими нарушения зрения, слуха, с задержкой психического развития. В широком понимании дефектологом является специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, имеющих отклонения в своем развитии. Категория деток, с которыми занимаются в нашем детском заду, — ЗПР, то есть с задержкой психического развития.

Окружающий мир и развитие речи – так называется наше направление. Плюс формирование элементарных математических представлений. И конечно, развитие психических процессов и развитие мелкой моторики.

Как у дефектолога у меня есть группа сопровождения. Мы можем проконсультировать родителей, посмотреть ребенка с согласия родителей именно комиссией. В комиссию входят педагог-психолог, старший воспитатель (председатель нашего ПМПК), логопед и дефектолог. Мы можем оказать помощь любому ребенку. Но конкретно мои функциональные обязанности – это группа, она разновозрастная, в которую входят только дети, в отношении которых после обследования ПМПК дается заключение:

«Адаптированная программа для ребенка с задержкой психического развития». В группе 14 человек, из них шесть ребят в этом году – уже выпускники.

— Как проводите занятия – все вместе или индивидуально?

— Занятия проводятся по подгруппам. Утром, например, у меня занятия по окружающему миру с одной подгруппой, а вторая идет к логопеду. Потом меняются. Так ребята лучше воспринимают занятия, учитывается индивидуальный подход к ребенку. Когда занятия по подгруппам заканчиваются, у них могут быть фронтальные занятия, например, музыкальное или физкультурное. Потом я беру детей на индивидуальные занятия. Они проходят недолго, в среднем по 15 минут, могу объединить детей парами или по трое.

Больше движения и больше внимания

— Каковы, на ваш взгляд, причины, что достаточно много современных детей отстают в развитии?

— Бывает, ребенок часто болеет. Или случаются какие-то психологические травмы в семье. Все это тоже может нанести урон ребенку. И вот он, самый главный показатель, что что-то с ребенком не так, — он не усваивает программу. Тогда мы предлагаем родителям посмотреть ребенка на нашем ПМПК. Если нужен дефектолог или логопед, а чаще всего психолог, он может взять его на три месяца. Если за три месяца нет динамики, направляем на медкомиссию. Часто бывает, например: ребенок не слушает на занятиях, а у него просто нарушен слух. То есть все очень индивидуально.

Часто причиной того, что дети отстают в развитии, является гиперопека со стороны родителей. У нас есть шестилетний ребенок, которого папа заносит в группу на руках, раздевает его сам. В итоге у ребенка не развивается мелкая моторика. Давайте вспомним: раньше дети сами застегивали пуговицы, зашнуровывали ботинки, подметали веником, играли в песочнице, строили из камней крепости. А сейчас родители боятся, что ребенок испачкается, поэтому надо гулять спокойно. А на одежде и обуви у него очень удобные липучки, застегивать не надо. В итоге пальчики не развиваются, а с мелкой моторикой связан и речевой центр. В свою очередь задержка речевого развития влечет задержку психического, все взаимосвязано. Ну и беда нашего времени — это телефоны и компьютеры. Когда ребенок не общается, закрыт в этих игрушках.

— Получается детям не хватает общения, в том числе самого главного общения – с родителями? Почему это происходит?

— Чаще всего родители просто замотаны на работе, у них элементарно нет времени. Пришла мама домой усталая, сготовила ужин и падает у телевизора. Ребенок накормлен-напоен – и ладно, пусть мультик смотрит. С одной стороны, понять таких родителей можно, но с другой… Понимаете, этот период, от года до пяти-шести лет, настолько короткий, и он никогда не повторится. Когда ребенок, подрастая, активно познает мир, у него появляются осмысленные фразы, он задает вопросы, стараясь понять процессы в жизни, в природе. Красный цветок, пестрая птичка – все это для него красиво, и все это надо с ним проговаривать. Так же и в математике, когда дети начинают свои пальчики считать, понимать цифры, получать удовольствие, если получилось построить домик из счетных палочек.

Читайте также:  Лечим насморк без заблуждений Советы специалистов Тематические страницы Министерство здравоохране

Однажды я ехала из Челябинска в маршрутке. Рядом сидели бабушка с внуком. И они пели старую детскую песенку «На лугу пасутся ко…». Ребенок пел, а я наслаждалась ребенком. Потому что он общается, спрашивает и получает ответы на свои вопросы. Кто пасется – козы, кони, коровы? Он познает мир! К нам часто приходит дети, которые в пять лет из домашних животных знают только кошку. Приходится начинать с самого элементарного, мы учим ребенка играть, потому что дети познают мир через игру. И вот в практической деятельности начинают проявляться навыки: умение обследовать предмет, делать какие-то выводы. Моя задача при этом не дать кучу знаний, а «запустить процесс» у ребенка. То есть у него появляется интерес к окружающему миру.

Профессионализм и любовь к детям

— Какими качествами должен обладать специалист-дефектолог?

— Самое первое – это профессионализм. Педагог-дефектолог должен уметь диагностировать имеющиеся отклонения у детей и найти способы их компенсации. Второе – любовь к детям, умение воспринимать их такими, каковы они есть. Когда ребенок сидит тихо – это неправильный ребенок. Он должен быть подвижен, глазки должны блестеть от интереса. Ты должен стать ребенку другом, чтобы он тебе поверил.

Важно умение работать в коллективе. Если есть команда, идет закрепление материала, то успех будет полнее. Что еще? Терпение, способность не раздражаться — все это, думаю, входит в понятие «любовь к детям». Иначе ты никакой не педагог.

— Союз с родителями для дефектолога важен?

— Безусловно. Только совместно можно добиться успеха. Поэтому проводим занятия с родителями. Например, принесли на занятия лего, кубики, прищепки. Сначала «играем» с родителями, как они привыкли. Потом учим, как можно играть со цветом, обучая одновременно ребенка: построили башню только из красных кубиков, или сделали бусы для мам из красных и желтых прищепок. Или делимся секретами, как с детками учить стихи. Словом, разные занятия.

Конкурс как стимул к развитию

— Ирина Владимировна, расскажите о конкурсе. Как готовились, как он проходил?

— Это был первый в Челябинской области конкурс специалистов-дефектологов. Инициатором нашего участия в нем стала директор городского диагностического центра Лариса Геннадьевна Жилина. У меня были сомнения по теоретической базе, потому что я все-таки больше практик. Решили все же попробовать. Создали команду из специалистов нашего детсада и детского сада №53, выбрали направление и стали готовиться. Сроки были очень сжатые: заявление мы отправили 27 апреля, а 16 мая уже конкурс. Но у нас было много методических наработок, так что особо ничего придумывать не надо было. Первый этап был заочным, мы отправили эссе и портфолио. Когда узнали, что прошли на очный этап, стали готовить занятие и мастер-класс.

Участницей конкурса была я, но поехали большой командой в 11 человек, потому что занятие и мастер-класс мы показывали не на детях, а на взрослых. Чтобы показать специфику работы, коррекционные приемы, методы, наши педагоги играли каждый свою роль. Например, одна «девочка» была гиперактивная, она постоянно ходила по сцене и ничего не понимала, и я должна была показать, как скорректировать ее поведение.

Другая, наоборот, очень зажатая, боится, что у нее ничего не получается. Словом, надо было демонстрировать разные методы и приемы.

На «круглом столе» с нами работали два члена жюри, они задавали вопросы, которые нам заранее не были известны, только тема: «Особенности коррекционного и инклюзивного образования в России на сегодня». Можно было свободно высказываться, доказывать свою точку зрения, апеллировать другим участникам беседы. За 40 минут члены жюри должны были оценить уровень подготовки, терминологию, культуру общения, насколько специалист следит за новинками и так далее.

— Поздравляем вас с победой! Теперь вы будете представлять Челябинскую область на общероссийском конкурсе, когда он состоится?

— Подготовка уже началась, до 1 сентября необходимо отправить материалы на заочный этап. Очный состоится со 2 по 4 октября 2019 года в Москве. Курировать нас будет областной центр диагностики. Специалист центра Екатерина Геннадьевна Зотова будет нам помогать.

За поздравления спасибо. Хочу сказать, что в конкурсе приняли участие сильные специалисты. На втором месте оказалась учитель-логопед из Челябинска, на третьем – учитель-логопед из Верхнеуральского района.

В заключение хочу сказать, что во многих детских садах, и в нашем, в частности, хорошо поставлена работа по поддержке коррекционных педагогов. Я имею в виду, в частности, вопросы обеспечения (кабинет, методическое оснащение). Хочется сказать спасибо за это нашему директору Татьяне Вадимовне Золотаревой. Дефектологи, логопеды вносят очень важный вклад в развитие ребенка. Потому что если эти проблемы не решать в раннем детстве, они будут расти как снежный ком. Мы помогаем родителям, чтобы их дети развивались и в будущем стали полноценными членами общества.

Дефектологи занимающиеся изучением психофизического развития детей с зпр

Аннотация: Основные направления коррекционной работы воспитателя в группе для детей с задержкой психического развития.

Статья:

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя-дефектолога и воспитателя.

При ведущей роли учителя-дефектолога в коррекционном процессе по преодолению речевых нарушений, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателями специальной группы, чрезвычайно важны и тесно связаны с задачами учителя-дефектолога.
Среди них:
— развитие восприятия, внимания, памяти, мышления у детей с трудностями в обучении;
— развитие слухового внимания и памяти, фонематического восприятия;
— совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики у детей;
— автоматизация произношения звуков, поставленных учителем-дефектологом;
— уточнение, закрепление и автоматизация отработанного учителем-дефектологом лексического материала на занятиях и в режимных моментах;
-закрепление сформированных учителем-дефектологом грамматических категорий;
— формирование диалогической и монологической речи;
— закрепление умений звуко-слогового анализа и синтеза;
— подготовка детей к письму, формирование графических умений;
-устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями нарушения в развитии;
-закрепление в повседневной жизни опыта, речевых навыков, полученных на занятиях учителя-дефектолога;
-сочетание всех видов деятельности дошкольников с развитием и коррекцией речи;
— формирование положительных навыков общего и речевого поведения, развитие умения пользоваться речевыми средствами общения;
— обеспечение необходимой познавательной и мотивационной базы для формирования речевых умений.

Решение поставленных коррекционных задач осуществляется воспитателем на занятиях, а также в течение всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Для того чтобы лучше скоординировать коррекционную работу в группе для детей с трудностями в обучении, можно руководствоваться следующим примерным планом построения игрового комплекса во второй половине дня.
Обязательными его компонентами являются:
1. Артикуляционная гимнастика
2. Дыхательные упражнения – по рекомендации учителя-дефектолога.
3. Дидактические игры по развитию лексико-грамматических средств языка, связной речи, фонетико-фонематических представлений и обучению грамоте – 2-3 игры.
4. Дидактические игры по развитию элементарных математических представлений – 2-3 игры.
5 Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Читайте также:  ООО; ДДД, Г Москва, ИНН 7724805475, ОГРН 1117746751880 - реквизиты, отзывы, контакты, рейтинг

Можно использовать следующие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:
1. игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками;
2. пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;
3. рисование по шаблону;
4. нанизывание бусин, колечек, пуговиц на проволоку, нитку;
5. волшебные спички (раскладывание картинок по образцу и по памяти);
6. разрезные картинки;
7. мозаика;
8. «Сложи картинки из геометрических фигурок»;
9. игры со шнурами и камешками;
10. «Золушка” – раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и т.д.
11. пальчиковый театр, теневой театр;
12. пришивание, застегивание и расстегивание пуговиц.

Методические рекомендации по развитию мелкой моторики и графо-моторных навыков у детей с задержкой психического развития.
1. Для развития мелкой моторики кистей рук детей с ЗПР рекомендуется использовать разнообразные подготовительные упражнения, при выполнении которых необходимо учитывать тонус мышц (гипотонус или гипертонус).
2. Все упражнения должны проводиться в форме игры, что не только вызывает у детей интерес, но и способствует повышению технического тонуса руки ребенка.
3. При подборе упражнений педагог должен учитывать возрастные и психические особенности детей с ЗПР, в том числе особенности зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д.
4. При подготовке к обучению письму рекомендуется обучить детей правильно сидеть за столом, пользоваться письменными принадлежностями.
5. Необходимо научить ребенка ориентироваться на листе бумаги.
6. Развитие мелкой моторики рук надо начинать с ведущей руки, затем – выполнять упражнения другой рукой, а затем – двумя.
7. В подготовительный период рекомендуется использовать не разлинованные тетради, а альбомы, причем, «писать» простым карандашом.
8. Работе в альбоме или тетради должны предшествовать упражнения пальчиковой гимнастики.
9. По возможности, надо подбирать упражнения пальчиковой гимнастики, которые связаны с темой занятия.
10. После подготовительных упражнений рекомендуется переходить к работе в тетради в крупную клетку:
— сначала надо знакомить детей с разлиновкой (дать понятие, что такое «клеточка». );
— с направлением написания (слева направо);
— местом начала письма (сколько клеточек отступить);
— учить определять части страницы, границы строки.
12. После этого рекомендуется переходить к письму в более мелкую клетку, а затем – в линейку, хотя дети с ЗПР до этого этапа обычно не доходят.
13. На протяжении всего периода обучения рекомендуется широко применять книжки – раскраски с крупными, четкими и понятными детям рисунками (буквами и цифрами);
14. «Прописи» для детей – дошкольников необходимо внимательно отбирать педагогу и рекомендовать родителям.
15. Необходимо строгое соблюдение организационных и гигиенических требований к обучению письму, что сохраняет нормальное зрение и правильную осанку детей.
16. На техническую сторону письма ребенок затрачивает огромные физические усилия, поэтому продолжительность непрерывного письма у дошкольников не должна превышать 5 минут, а у школьников – 10 минут( первый класс).
17. Работу по развитию элементарных графических навыков письма целесообразно проводить систематически 2 – 3 раза в неделю по 7 – 10 минут, как часть занятия.
18. Педагог должен следить за освещенностью рабочего места ребенка, его осанкой. Расстояние от глаз до тетради должно быть не менее 33 см.
19. В работе с детьми с ЗПР педагог должен создавать спокойную, доброжелательную обстановку, способствующую достижению коррекционных целей.

6. Физкультурные минутки.
Методические рекомендации по проведению физкультурных минуток в работе с детьми с задержкой психического развития.
1. Необходимо учитывать возраст и психофизическое развитие детей с задержкой психического развития.
2. Желательно, чтобы упражнения были связаны с темой занятия, т.к. у детей с ЗПР переключение с одной деятельности на другую происходит труднее, чем у нормально развивающихся детей.
3. Упражнения, используемые на фронтальном коррекционно – развивающем занятии, должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям.
4. Упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади.
5. Рекомендуется подбирать такие упражнения, в которые включаются движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем.
6. Упражнения, используемые в физкультурной минутке, должны быть эмоциональными, достаточно интенсивными (с включением 10–15 подскоков, 10 приседаний или 30 – 40 секунд бега на месте).
7. Необходимо знать, в какое время занятия проводить физкультурную минутку:
— в средней группе на 9 – 11 минуте занятия, т.к. именно в это время наступает утомление;
— в старшей группе – на 12 – 14 минуте;
— в подготовительной группе – на 14 – 16 минуте.
(Рекомендации САН ПИН для детей с нормальным развитием.)
8. Общая длительность физкультурной минутки составляет 1,5 – 2 минуты.
9. Учителю – дефектологу, работающему с детьми с ЗПР, рекомендуется проводить физкультурную минутку на 5 минут раньше, т.к. у детей данной категории утомление наступает раньше.
10. При необходимости возможно проведение двух физкультурных минуток на одном фронтальном коррекционно – развивающем занятии.
11. Упражнения повторяются 5 — 6 раз.
12. Физкультурная минутка должна выполнять смысловую нагрузку: на занятии по ФМП – с элементами счета, на обучении грамоте – насыщена изучаемым звуком и т.д.

7. Игры на развитие психологической базы речи.
У детей с общим недоразвитием речи в той или иной степени нарушены память, внимание, восприятие и мышление. Поэтому необходимым элементом при изучении каждой новой темы являются упражнения на развитие восприятия (узнавать контурные и пунктирные изображения предметов, собрать разрезную картинку из отдельных частей и т.д.), памяти (запомнить и повторить ряд слов, запомнить ряд картинок или предметов, а затем поменять их местами и т.д.), логического мышления (сравнить предметы, выделить их ведущие признаки, классифицировать предметы, действия, установить причинно-следственные связи).

8. Индивидуальная работа по закреплению речевых навыков (домашние тетради детей).
Количество этих компонентов может меняться по усмотрению педагогов. Игры и игровые задания могут быть индивидуальными, подгрупповыми и групповыми. Игровой комплекс на каждый день необходимо выстроить так, чтобы один вид деятельности сменялся другим. Это позволит сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Игровой комплекс проводится с учетом индивидуальности каждого и «зоны ближайшего развития». В процессе игр формируются и закрепляются не только знания, умения и навыки, но и личностные особенности: самостоятельность, свобода поведения, самооценка, инициативность.
Весь игровой комплекс должен занимать 60 минут.

Литература:
1. Организация и содержание работы воспитателя в группе для детей с нарушениями речи/ Т.В. Пятница. — Мн.: Аверсэв, 2005.
2. Организация воспитательной и коррекционной работы в группах для детей с нарушениями речи: Пособие для воспитателей и учителей-дефектологов дошк. учреждений. — Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2004.
3. Сайт Дошколенок.ру. Автор: Чередниченко Вера Васильевна, учитель – дефектолог МБДОУ комбинированного вида детский сад № 67 г. Белгород.

Ссылка на основную публикацию
Чем лечить поджелудочную железу в период обострения, признаки, лечение таблетками
Что принимать при обострении поджелудочной железы Уважаемые клиенты! Все клиники «Астери-мед» работают для Вас в обычном режиме – ежедневно и...
Чем кормить ребенка для активного роста и развития
Чем кормить ребенка для активного роста и развития Вряд ли кто-нибудь из нас верит, что где-то существуют чудодейственные продукты, которые...
Чем лечить больное горло кормящей маме
Как лечить горло при грудном вскармливании: процедуры, режим и подходящие таблетки Боль в горле появляется из-за инфекции, аллергии, заболеваний шеи...
Чем лечить понос у ребенка что давать детям, лучшие лекарства и таблетки, обзор средств
Что дать ребенку от поноса: обзор необходимых лекарств Диарея переносится детьми достаточно тяжело. Но чтобы знать, что дать ребенку от...
Adblock detector