Вопрос 20. Принцип разделения властей – конституционная основа осуществления государственной власти в Российской Федерации.
Все шпаргалки » Вопросы по Конституционное право

20. Принцип разделения властей – конституционная основа осуществления государственной власти в Российской Федерации.

В современном мире разделение властей - характерная черта, признан­ный атрибут правового демократического государства. Сама же теория разде­ления властей - итог многовекового развития государственности, поиска на­иболее действенных механизмов, предохраняющих общество от деспотизма.

Теория разделения властей в государстве призвана обосновать такое уст­ройство государства, которое исключало бы возможность узурпации (захват) власти кем бы то ни было вообще, а ближайшим образом - любым органом государ­ства. Первоначально она была направлена на обоснование ограничения вла­сти короля, а затем стала использоваться как база борьбы против всяких форм диктатуры.

В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Принцип разделения властей является одной из основных характеристик правового государства и выступает в качестве гарантии реализации принципа приоритета человека, его прав и свобод как высшей ценности.

Характеристики принципа разделения властей:

1) разделение функций по осуществлению гос. власти на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с приципом действуют:

во-первых, законодательная власть, ее основной функцией является принятие законов;

во-вторых, исполнительная власть, ее назначение в исполнении принимаемых законодательной властью законов;

в-третьих, судебная власть, ее сфера - осуществление правосудия - деятельности по рассмотрению и разрешению конкретных дел с вынесением решений, которые не могут быть отменены органами законодательной или исполнительной власти.

Органы каждой из ветвей власти действуют в рамках установленной Конституцией РФ компетенции и не вправе осуществлять функции, присущие органам иной ветви власти;

2) самостоятельность органов каждой из ветвей власти означает, что в своей деятельности они независимы друг от друга, не подчинены друг другу;

3) система сдержек и противовесов. Этим термином обозначается система полномочий трех ветвей власти в сфере взаимоотношений друг с другом, установленная Конституцией РФ с целью не допустить нарушений принципа разделения властей, преимущественного положения одной ветви власти перед другой. Такими полномочиями являются, например:

- право ГД давать согласие на назначение Председателя Правительства РФ, выражать недоверие Правительству РФ;

- право Президента РФ распускать Государственную Думу;

- право КС признавать неконституционными законы, принятые ФС, и др.;

4) единство государственной власти. Разделение властей не означает, что государственная власть делится на части. Между государственными органами распределяются функции по ее осуществлению, с единой целью.

Согласно ст. 11 Конституции РФ государственную власть в РФ осуществляют:

1) Президент РФ;

2) Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);

3) Правительство РФ;

4) суды Российской Федерации.

В связи с федеративным строением России Конституция РФ закрепляет, что государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Обычно региональные органы государственной власти представлены законодательным (представительным) органом и исполнительным органом власти, в некоторых субъектах образуются конституционные (уставные) суды. Т.е. и у субъектов прослеживается реализация принципа.

Отличительной особенностью разделения властей в российской системе государственной власти является его несбалансированность, нарушенность системы сдержек и противовесов. Прежде всего это связано с неопределенным местом Президента РФ в системе разделения властей. Во-первых, согласно ч. 1 ст. 80 Конституции РФ Президент РФ является главой государства, а ч. 2 этой статьи закрепляет, что Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Эти положения свидетельствуют о том, что Президент РФ занимает положение как бы «над» всеми тремя ветвями власти, координируя их деятельность и выступая в роли «всеобщего противовеса» в системе разделения властей. Во-вторых, с другой стороны, Президент РФ фактически является главой исполнительной власти. Согласно ч.З ст. 80 Конституции РФ он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ. Кроме того, Президент РФ обладает обширными полномочиями по отношению к Правительству РФ: он вправе назначать и освобождать от должности министров, отправлять правительство в отставку. В-третьих, Президент имеет право издавать указы, содержащие нормы права. Статья 90 Конституции требует, чтобы указы Президента не противоречили Конституции и ФЗ. Однако ФЗ приняты еще не по всем вопросам, требующим правового, регулирования. В этом случае указы Президента РФ являются единственным источником правовых норм и фактически выступают в роли закона.

Категория: Конституционное право | Добавил: Update 25.05.2016 Просмотров:51
| Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar